Покинувшим Россию специалистам, которые ещё работают на российские компании, придётся платить подоходный налог на общих основаниях, но ставка для них увеличится.
Минфин России заявил, что больше не намерен терпеть, что российские специалисты, работающие из зарубежных офисов, фактически имеют налоговые льготы, и уже приступил к разработке законопроекта, который полностью прикрывает дыру в российском законодательстве, позволяющую работающим из-за рубежа специалистам практически ничего не платить в российский бюджет.
"Случайная" налоговая льгота для эмигрантов
В Трудовом кодексе нет категоричного запрета на то, чтобы удалённые сотрудники работали за рубежом, но против этого всегда выступал Минтруд. По мнению чиновников, нельзя заключать трудовой договор с дистанционным сотрудником, который находится за пределами России. А всё потому, что работодатели не смогут обеспечить для своих работников безопасные условия труда, а проверяющие органы — проверить и привлечь работодателя к ответственности, если права сотрудника нарушены. Поэтому многие работодатели просто не раскрывают перед официальными органами факт того, что место работы сотрудника — зарубежная юрисдикция, и не закрепляют этого в трудовом договоре. Ведь для них главное — чтобы работа была сделана. Исключение — различные крупные компании, которые не станут боятся судиться с чиновниками (а суды, как правило, встают в подобных спорах на сторону работодателя).
Зато если работодатель внёс в трудовой договор рабочее место дислокации сотрудника за рубежом, то он фактически получает налоговую льготу. Согласно Налоговому кодексу, тогда все перечисления от работодателя считаются как полученные из зарубежных источников и первое время (183 дня после переезда) работник, по идее, должен самостоятельно подавать декларацию и платить 13% подоходного налога. А потом, когда он потеряет статус российского резидента (на 184-й день пребывания за границей), он вообще может ничего в российский бюджет не платить.
Минфин не хочет терпеть неуплату налогов
Такую своеобразную налоговую льготу неоднократно подтверждал сам Минфин в своих многочисленных разъяснениях налогового законодательства. И, когда подобных сотрудников было немного, с этим ещё можно было мириться. Но в этом году Россию покинули десятки тысяч специалистов, и их компании стали просто с их помощью оптимизировать уплату подоходного налога. Им стало даже выгодно, чтобы сотрудники работали из-за границы, ведь тогда они экономят минимум 13% с фонда оплаты труда. И совершенно легально.
— Основная цель предложенных изменений в Налоговый кодекс РФ — исключить практику неуплаты НДФЛ с выплат дистанционным работникам, которые не получают статус налогового резидента ни в одном государстве или получают такой статус в низконалоговой юрисдикции, — рассказали Лайфу в пресс-службе Минфина. — Это искусственно делает работу в России на российские компании — как в офисе, так и удалённо — менее привлекательной по сравнению с такой же работой, но дистанционно, за пределами страны.
Формально такие сотрудники должны платить налоги уже на своей новой родине, однако и этого они не делают.
— Такая своеобразная налоговая льгота получилась из-за того, что между Россией и другими странами есть различные соглашения об избежании двойного налогообложения, — говорит налоговый юрист Олег Владимирский. — Получая деньги из России, все удалённые сотрудники должны платить налоги в новой юрисдикции по её законам. Но они этого просто не делают. Ведь доказать, что переводы из России — это налогооблагаемая база, например, в Турции — очень сложно.
Сколько получит российский бюджет
Предложения Минфина уже поддержала Счётная палата. Так как подоходный налог уплачивается в региональные бюджеты, это приведёт к значительному их увеличению.
— Поправки предусматривают, что работники российских организаций, оформившие дистанционный режим работы и уехавшие за рубеж на длительный срок, будут уплачивать налог на доходы физических лиц с доходов за исполнение трудовых обязанностей на общих основаниях, — отметили в пресс-службе ведомства. — Указанная новелла приведёт к увеличению поступления доходов в региональные и местные бюджеты.
Причём 13% работодатели будут платить только первые 183 дня пребывания сотрудника за рубежом. После того как он перестанет быть российским резидентом, налоговая ставка возрастёт до 30%.
— Тут речь идёт не только о том, что сотрудники будут платить в принципе налог в бюджет, но и о том, что ФНС приступит к его администрированию, то есть теперь будет обязана проверять, когда у уехавших сотрудников закончится резидентство, — уточняет Владимирский. — То есть вместе с таможенной службой они будут это отслеживать, а значит, повышенный налог будут платить и те сотрудники компаний, которые не раскрывают, что их сотрудники сейчас находятся за рубежом.