Найти тему
Новый драматический театр

"Семья комедиантов" Пабло Пикассо: 7 фактов о шедевре

Оглавление

Эта картина входит в число лучших полотен Пикассо, и о ней написано очень многое: о цирке Медрано на Монмартре, который любил посещать художник в первое десятилетие XX века; о том, что эта работа знаменует переход от "голубого" периода к "розовому"; об её автобиографичности... Мы старались подобрать для вас самые интересные сведения, которые помогут, как нам кажется, лучше понять смысл (или веер смыслов) этого произведения.

"Семья комедиантов" (1905), Национальная галерея искусств (Вашингтон)
"Семья комедиантов" (1905), Национальная галерея искусств (Вашингтон)

№1

Пикассо переписывал эту работу четыре раза, прежде чем остановился на каноническом варианте. Рентгенологические исследования холста показали, что автор менял состав и расположение фигур, искал форму, экспериментировал с деталями. Например, на картине сначала присутствовали животные (собака, обезьянка); у девочки не было корзины цветов, пустынный пейзаж сменил задуманный ранее фон с изображением ипподрома... Историкам искусства остается неясным, закрашивал ли Пикассо более ранние картины, потому что он был недоволен ими, или потому, что он был слишком беден, чтобы позволить себе новое полотно. В период создания "La famille de saltimbanques" художник как раз перебрался в Париж из Барселоны, жил в полуразрушенном здании и часто голодал. Возможно, это и натолкнуло его на сюжет о бродячей труппе, которая скитается по свету, стараясь заработать на жизнь.

Подготовительный рисунок, где мы видим, как труппа позирует на фоне занавеса. В отличие от финальной версии картины, она (труппа) многочисленная - в итоге осталось лишь шесть персонажей.
Подготовительный рисунок, где мы видим, как труппа позирует на фоне занавеса. В отличие от финальной версии картины, она (труппа) многочисленная - в итоге осталось лишь шесть персонажей.

№2

Пикассо любил изображать себя в образе Арлекина (наиболее известны, его автопортреты "Арлекин с зеркалом", "Арлекин с бокалом", и другие). Все его многочисленные шуты не столько веселы, сколько мрачны, и даже зловещи. Мы привыкли думать, что комедианты дарят людям радость и смех, однако для великого художника важна и обратная сторона этой маски, связанная с её "демоническим" происхождением (один из праотцов персонажа комедии дель арте - Эрлекен, предводитель демонов).

Один из вариантов картины "Семья странствующих комедиантов", где автопортрет Пикассо лишён образа Арлекина, и виден другой пейзаж на фоне.
Один из вариантов картины "Семья странствующих комедиантов", где автопортрет Пикассо лишён образа Арлекина, и виден другой пейзаж на фоне.

На картине "Семья комедиантов" Пикассо тоже предстаёт в костюме Арлекина с шарфом на шее, и здесь он также хмур и погружён в себя. Одна его рука отведена за спину, будто он гордо отказывается от всего, что может помешать, сбить с пути, отвлечь от творчества. Шарф может означать и ограничение свободы, что-то вроде удавки, которую накидывают на горло художнику-новатору; но есть толкование и попроще. Бродячего артиста шарф защищает от холода и не даёт быстро пачкаться воротнику костюма (немаловажный момент для тех, кто не в состоянии часто платить прачке).

Пикассо, "Арлекин с бокалом" (автопортрет), 1905
Пикассо, "Арлекин с бокалом" (автопортрет), 1905

№3

В период написания картины Пабло Пикассо жил с любимой женщиной, натурщицей и художницей, известной под псевдонимом Фернанда Оливье. Легко заметить её портретное сходство с героиней картины - печальной дамой справа, аллегорией живописи и искусства в целом. Фернанда удочерила девочку из сиротского приюта, но скоро вернула её обратно (злые языки утверждали, что из-за откровенных набросков, которые делал Пикассо с приёмной дочери, но это так и осталось слухами). По другой версии, сам Пикассо, не выдержав "семейной" жизни, которую ему навязали, и устав от капризов Фернанды, понявшей, что она не создана для материнства, в конце концов взял девочку за руку и отвёл назад в приют, поручив позаботиться о ней сердобольной консьержке.

Предполагали, что именно этот ребёнок послужил прототипом девочки, стоящей на картине спиной рядом с Арлекином. Но это вряд ли соответствует действительности: картина была завершена в 1905-м, а история с приёмышем датируется 1907-м. Более достоверна вторая версия, согласно которой образ девочки на холсте был подсказан воспоминанием Пикассо о своей горячо любимой младшей сестре Кончите, умершей в раннем возрасте от дифтерии. По легенде, Пикассо дал обет - если сестрёнка выздоровеет, он никогда больше не возьмёт в руки кисть. Но высшие силы не приняли его жертву - Кончита скончалась... С тех пор образ девочки стал для художника символом вдохновения, его нежной и трагической музой.

№4

Согласно первому тому авторитетной биографии Дж. Ричардсона 1991 года "Жизнь Пикассо", художник употреблял вещества, изменяющие сознание, несколько раз в неделю с 1904 по 1908 год. С этим фактом биограф связывает мечтательное, сонное, медитативное настроение картины, странную, неустойчивую мизансцену... Но даже если и так, перед нами всё же не просто зафиксированный сон или видение, а исследование двойственной темы - физического совершенства и экзистенциального одиночества. Персонажи не смотрят друг на друга, выражения их лиц бесстрастны - и вместе с тем, это именно шесть персонажей, пусть обособленных внешне, но объединённых внутренне. Только великий художник мог разглядеть и отразить совершенство, навеянное галлюцинациями.

"Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу!" (Пабло Пикассо)

№5

Фактически Пикассо знакомит нас со своей второй семьёй (отсюда и название - "СЕМЬЯ /Семейство комедиантов"), а ею он считал всех людей искусства - поэтов, художников, акробатов, музыкантов... Художник не просто изучил их жизнь, он сам был в неё погружён, потому и сюжетом картины стало не выступление, а скрытый от глаз зрителя "привал" в статичном и меланхоличном изображении. У Пикассо не было в 1905 году денег на платных моделей, поэтому он писал с натуры и по памяти своих самых близких друзей: Гийома Аполлинера (клоун в красном), Андре Сальмона (высокий акробат), Макса Жакоба (мальчик), с которыми ощущал своё духовное братство.

С Максом Жакобом Пикассо познакомился в одной из художественных галерей. Их тесная дружба длилась более 30 лет. Как пишет В. Домиль, "он был человеком своеобразным. Любителем мистификаций, фантазером, выдумщиком. Даже в кругу экстравагантных, склонных к эпатажу представителей парижской богемы, он выделялся своей непохожестью..." Увы, его судьба сложилась трагически. Во время немецкой оккупации Жакоб попал в концлагерь, и Пикассо, будучи в силах помочь, ничего не сделал для его освобождения... Поэт умер с жёлтой звездой на груди. Этим событиям посвящён фильм "Мсье Макс" (2007).

Поэту, писателю и критику Андре Сальмону повезло больше, он пережил войну, хотя и вынужден был прятаться, будучи евреем и "сторонником дегенеративного искусства". В В 1964 году Салмон был удостоен Гран-при Французской академии за выдающийся вклад в литературу. Выдающийся поэт Аполлинер, более остальных известный в России (его стихи переводили П. Антокольский, Э. Линецкая, Б. Лившиц, М. Зенкевич и множество других) ушёл из жизни первым, заразившись "испанкой" в 1918 году.

Пабло Пикассо, "Три художника" (Аполлинер, Пикассо, Жакоб), 1921
Пабло Пикассо, "Три художника" (Аполлинер, Пикассо, Жакоб), 1921

№6

Изначальная цветовая тональность "Семьи комедиантов" была сине-голубой, однако в процессе работы стали преобладать тёплые розовато-золотистые оттенки. Такая палитра была навеяна Пикассо цветами настоящих цирковых костюмов того времени, неряшливыми ярмарочными площадями на окраинах Парижа, которые избежали кампании по благоустройству города; воспоминаниями о родной Андалусии, а также песчаными дюнами прибрежной Голландии, где художник провел июнь и июль 1905 года, делая наброски в двух тетрадях, полных рисунков, связанных с темой будущей своей большой картины. А она действительно огромная, одна из самых больших за всю творческую жизнь Пикассо (размер холста 212.8×229.6 см).

№7

Перед текстом Пятой Элегии Р.-М. Рильке (знаменитый цикл "Дуинские элегии") есть посвящение "Г-же Герте Кениг". Эта женщина была владелицей картины Пикассо "Семья комедиантов" в Мюнхене, где немецкий поэт увидел полотно - и буквально влюбился в него. Пятая элегия Рильке описывает жизнь бродячей цирковой труппы:

Но кто же они, проезжающие, пожалуй,
Даже более беглые, нежели мы, которых поспешно
Неизвестно кому (кому?) в угоду с рассвета
Ненасытная воля сжимает? Однако она их сжимает,
Скручивает, сотрясает, сгибает
Бросает, подхватывает; словно по маслу
С гладких высот они возвращаются книзу,
На тонкий коврик, истертый
Их вечным подпрыгиванием, на коврик,
Затерянный во вселенной...