Эта картина входит в число лучших полотен Пикассо, и о ней написано очень многое: о цирке Медрано на Монмартре, который любил посещать художник в первое десятилетие XX века; о том, что эта работа знаменует переход от "голубого" периода к "розовому"; об её автобиографичности... Мы старались подобрать для вас самые интересные сведения, которые помогут, как нам кажется, лучше понять смысл (или веер смыслов) этого произведения.
№1
Пикассо переписывал эту работу четыре раза, прежде чем остановился на каноническом варианте. Рентгенологические исследования холста показали, что автор менял состав и расположение фигур, искал форму, экспериментировал с деталями. Например, на картине сначала присутствовали животные (собака, обезьянка); у девочки не было корзины цветов, пустынный пейзаж сменил задуманный ранее фон с изображением ипподрома... Историкам искусства остается неясным, закрашивал ли Пикассо более ранние картины, потому что он был недоволен ими, или потому, что он был слишком беден, чтобы позволить себе новое полотно. В период создания "La famille de saltimbanques" художник как раз перебрался в Париж из Барселоны, жил в полуразрушенном здании и часто голодал. Возможно, это и натолкнуло его на сюжет о бродячей труппе, которая скитается по свету, стараясь заработать на жизнь.
№2
Пикассо любил изображать себя в образе Арлекина (наиболее известны, его автопортреты "Арлекин с зеркалом", "Арлекин с бокалом", и другие). Все его многочисленные шуты не столько веселы, сколько мрачны, и даже зловещи. Мы привыкли думать, что комедианты дарят людям радость и смех, однако для великого художника важна и обратная сторона этой маски, связанная с её "демоническим" происхождением (один из праотцов персонажа комедии дель арте - Эрлекен, предводитель демонов).
На картине "Семья комедиантов" Пикассо тоже предстаёт в костюме Арлекина с шарфом на шее, и здесь он также хмур и погружён в себя. Одна его рука отведена за спину, будто он гордо отказывается от всего, что может помешать, сбить с пути, отвлечь от творчества. Шарф может означать и ограничение свободы, что-то вроде удавки, которую накидывают на горло художнику-новатору; но есть толкование и попроще. Бродячего артиста шарф защищает от холода и не даёт быстро пачкаться воротнику костюма (немаловажный момент для тех, кто не в состоянии часто платить прачке).
№3
В период написания картины Пабло Пикассо жил с любимой женщиной, натурщицей и художницей, известной под псевдонимом Фернанда Оливье. Легко заметить её портретное сходство с героиней картины - печальной дамой справа, аллегорией живописи и искусства в целом. Фернанда удочерила девочку из сиротского приюта, но скоро вернула её обратно (злые языки утверждали, что из-за откровенных набросков, которые делал Пикассо с приёмной дочери, но это так и осталось слухами). По другой версии, сам Пикассо, не выдержав "семейной" жизни, которую ему навязали, и устав от капризов Фернанды, понявшей, что она не создана для материнства, в конце концов взял девочку за руку и отвёл назад в приют, поручив позаботиться о ней сердобольной консьержке.
Предполагали, что именно этот ребёнок послужил прототипом девочки, стоящей на картине спиной рядом с Арлекином. Но это вряд ли соответствует действительности: картина была завершена в 1905-м, а история с приёмышем датируется 1907-м. Более достоверна вторая версия, согласно которой образ девочки на холсте был подсказан воспоминанием Пикассо о своей горячо любимой младшей сестре Кончите, умершей в раннем возрасте от дифтерии. По легенде, Пикассо дал обет - если сестрёнка выздоровеет, он никогда больше не возьмёт в руки кисть. Но высшие силы не приняли его жертву - Кончита скончалась... С тех пор образ девочки стал для художника символом вдохновения, его нежной и трагической музой.
№4
Согласно первому тому авторитетной биографии Дж. Ричардсона 1991 года "Жизнь Пикассо", художник употреблял вещества, изменяющие сознание, несколько раз в неделю с 1904 по 1908 год. С этим фактом биограф связывает мечтательное, сонное, медитативное настроение картины, странную, неустойчивую мизансцену... Но даже если и так, перед нами всё же не просто зафиксированный сон или видение, а исследование двойственной темы - физического совершенства и экзистенциального одиночества. Персонажи не смотрят друг на друга, выражения их лиц бесстрастны - и вместе с тем, это именно шесть персонажей, пусть обособленных внешне, но объединённых внутренне. Только великий художник мог разглядеть и отразить совершенство, навеянное галлюцинациями.
"Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу!" (Пабло Пикассо)
№5
Фактически Пикассо знакомит нас со своей второй семьёй (отсюда и название - "СЕМЬЯ /Семейство комедиантов"), а ею он считал всех людей искусства - поэтов, художников, акробатов, музыкантов... Художник не просто изучил их жизнь, он сам был в неё погружён, потому и сюжетом картины стало не выступление, а скрытый от глаз зрителя "привал" в статичном и меланхоличном изображении. У Пикассо не было в 1905 году денег на платных моделей, поэтому он писал с натуры и по памяти своих самых близких друзей: Гийома Аполлинера (клоун в красном), Андре Сальмона (высокий акробат), Макса Жакоба (мальчик), с которыми ощущал своё духовное братство.
С Максом Жакобом Пикассо познакомился в одной из художественных галерей. Их тесная дружба длилась более 30 лет. Как пишет В. Домиль, "он был человеком своеобразным. Любителем мистификаций, фантазером, выдумщиком. Даже в кругу экстравагантных, склонных к эпатажу представителей парижской богемы, он выделялся своей непохожестью..." Увы, его судьба сложилась трагически. Во время немецкой оккупации Жакоб попал в концлагерь, и Пикассо, будучи в силах помочь, ничего не сделал для его освобождения... Поэт умер с жёлтой звездой на груди. Этим событиям посвящён фильм "Мсье Макс" (2007).
Поэту, писателю и критику Андре Сальмону повезло больше, он пережил войну, хотя и вынужден был прятаться, будучи евреем и "сторонником дегенеративного искусства". В В 1964 году Салмон был удостоен Гран-при Французской академии за выдающийся вклад в литературу. Выдающийся поэт Аполлинер, более остальных известный в России (его стихи переводили П. Антокольский, Э. Линецкая, Б. Лившиц, М. Зенкевич и множество других) ушёл из жизни первым, заразившись "испанкой" в 1918 году.
№6
Изначальная цветовая тональность "Семьи комедиантов" была сине-голубой, однако в процессе работы стали преобладать тёплые розовато-золотистые оттенки. Такая палитра была навеяна Пикассо цветами настоящих цирковых костюмов того времени, неряшливыми ярмарочными площадями на окраинах Парижа, которые избежали кампании по благоустройству города; воспоминаниями о родной Андалусии, а также песчаными дюнами прибрежной Голландии, где художник провел июнь и июль 1905 года, делая наброски в двух тетрадях, полных рисунков, связанных с темой будущей своей большой картины. А она действительно огромная, одна из самых больших за всю творческую жизнь Пикассо (размер холста 212.8×229.6 см).
№7
Перед текстом Пятой Элегии Р.-М. Рильке (знаменитый цикл "Дуинские элегии") есть посвящение "Г-же Герте Кениг". Эта женщина была владелицей картины Пикассо "Семья комедиантов" в Мюнхене, где немецкий поэт увидел полотно - и буквально влюбился в него. Пятая элегия Рильке описывает жизнь бродячей цирковой труппы:
Но кто же они, проезжающие, пожалуй,
Даже более беглые, нежели мы, которых поспешно
Неизвестно кому (кому?) в угоду с рассвета
Ненасытная воля сжимает? Однако она их сжимает,
Скручивает, сотрясает, сгибает
Бросает, подхватывает; словно по маслу
С гладких высот они возвращаются книзу,
На тонкий коврик, истертый
Их вечным подпрыгиванием, на коврик,
Затерянный во вселенной...