Здравствуйте, товарищи!
Наблюдая за тем, как англо-саксы лихо воскрешают различные исторические противоречия и конфликты, стравливают между собой части одного народа (война на юге России – самый свежий пример), воскрешают из небытия нужных для той или иной ситуации исторических персонажей и профессионально работают с самыми разными общественными группами (почитайте ради интереса, написанные почти 10 лет назад статьи Павла Кухмирова), я ещё в студенческие годы, задавался вопросом: «Чем можно ответить им на этом фронте?». У любого общества есть болевые точки, спящие конфликты, исторические обиды и американское – не может быть исключением. Давайте рассмотрим самый кровопролитный конфликт на территории США – войну между Севером и Югом. Нас интересует ответ на вопрос: имеют ли исторические события 1861-1865 годов потенциал для инициации новых конфликтов на территории США? Начнём наше исследование с соответствующей художественной литературы (как мы с вами уже знаем, художественное слово – мощнейшая сила; возможно даже более мощная, чем сухие исторические факты) – с известной книги Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Популярность этого романа в Америке огромна. Например, в 2014 году это произведение занимало второе место в десятке самых любимых книг в США после Библии.
Рассмотрим, как показывает нам события тех времён женщина, родившаяся в Атланте (штат Джорджия) в 1900 году. Мы опустим любовные линии и попробуем взять из книги только то, что может пригодиться нам для ответа на интересующий нас вопрос.
Книга повествует нам о мире благородных южан – истинных леди и джентльменах, сельскохозяйственной аристократии, обосновавшейся на Юге США (в произведении Митчелл события происходят в штате Джорджия). В начале повествования (а события начинают разворачиваться накануне войны между Севером и Югом) автор показывает нам:
- Сословную идиллию – чёрные работают на белых хозяев, а последние о них заботятся – лечат, обучают, кормят. Процитируем Элен О Хару, мать главной героини: «Всегда помни, дорогая, ты в ответе за духовное и физическое здоровье чёрных. Заботу о них поручил тебе Господь Бог…».
- Южное аристократическое общество, где и мужчинам и женщинам крайне важно соблюдать неписанные законы чести. «Так много поступков, которые необходимо совершать…»
- Абсолютную готовность этого общества встать на защиту своей Родины от северных деляг (Янки). Как говорит сын богатых плантаторов один из близнецов Тарльтонов в самом начале – «Допустим мы путешествовали бы сейчас по Европе… Я бы предпочёл отправиться на войну, чем в Европу».
- «Нерациональность» южного общества. «Юг был заражён предвоенным энтузиазмом. Все знали, что единственная битва закончит войну, и все спешили записаться в армию до окончания войны». Абсолютно все уверены в победе над Янки, при этом никто (кроме изгоя Ретта Батлера – к этому персонажу ещё будем возвращаться) даже не подумал оценить соотношение сил в предстоящей войне. Как мы знаем военное превосходство было однозначно на стороне более населённого и промышленно развитого Севера, о чём и говорит Ретт накануне войны.
Начинается война… Опускаем любовные перипетии и перемещаемся вместе с героями книги в Атланту (столицу Джорджии) времён гражданской войны. Здесь мы видим хорошо знакомую для нашей страны атмосферу «Всё для фронта – всё для победы!». Столица работает круглосуточно («ощущалось биение сердца города, отправляющего всё необходимое для фронта по артериям железных дорог»), все имеющиеся в городе металлические конструкции (заборы, беседки, статуи) переплавлены в изделия необходимые армии. Женщины, денно и нощно работают в госпиталях, ухаживают за раненными, изготавливают/стирают бинты, собирают деньги для фронта. Показательна сцена, когда одна из героинь романа Мелани жертвует на войну своё обручальное кольцо, которое было для неё бесценно. «Они верили в своих мужчин, в свою Правду (с английского Cause переводится как Причина, но думаю правильнее будет перевести это слово как Правда), ради которой можно пожертвовать жизнями.» И опять особняком от этого общества стоит Ретт Батлер, который уверен в итоговой победе Янки и считает все жертвы южан бессмысленными.
За что же воюют Южане с таким остервенением. Ответить на этот вопрос позволим Эшли Уилкису, богатому аристократу, ушедшему на фронт добровольцем. В письме своей жене Мелани он говорит, что воюет за «свой образ жизни», к которому он привык и который для него очень дорог. Ни слова не говорится о рабовладении (своих рабов он и до войны собирался освобождать), прибылях, которые можно извлечь из плантаций и т.д. Для него Правда – это жизнь, построенная в соответствии с южным кодексом чести, которую вели Южане в течении поколений и он готов убивать и умирать, отстаивая эту Правду при том, что лично он ненавидит войну в принципе. Здесь же важно отметить, что Южане на завоёванных территориях остаются джентльменами (их кодекс чести распространяется и на отношение к врагам). Знаменитый военно-начальник конфедератов Роберт Ли запрещает мародёрство во вражеских северных штатах (Пенсильвании) своей голодной и плохо экипированной армии. Аристократы продолжают оставаться аристократами в самые тяжелые жизненные минуты и в этом их поддерживают их жёны. Показателен эпизод, когда вышеописанный Эшли Уилкис, попав в плен, и, находясь под угрозой голодной смерти, отказывается служить Янки в совершенно другой войне (против индейцев), так как он присягал на верность армии Южан, и для него (и его жена Мелани в этом полностью с ним солидарна) лучше умереть, чем нарушить военную присягу. Ещё одна интересная деталь: «прогрессивный» президент Линкольн, чтобы ускорить окончание войны, отказывается от обмена военнопленных, чем обрекает на смерть своих же солдат, которых южане не в состоянии кормить и лечить в лагерях ввиду отсутствия еды и медикаментов.
Двигаемся вместе с героями романа дальше и оказываемся в 1865 году. Несмотря на героическое и отчаянное сопротивление Южан (под ружьё встают даже старики, дети и калеки), преимущество Северян в численности армии и её техническом оснащении становится критическим. Война заканчивается поражением Конфедерации, и победоносные Янки заходят в населённые пункты проигравших южных штатов. Если в начале войны информация о жестокости Янки просачивается из рассказов беженцев, то когда армия северян вступает в Джорджию, Маргарет Митчелл ярко описывает поведение солдат США на оккупированных территориях. Бравые вояки мародёрствуют, сжигают дома и хлопок, оставляя жителей Юга без средств к существованию.
Янки пробуждают своим поведением в Южанах такую ненависть, что даже у самой доброй и благородной женщины романа Мелани, при виде убитого северянина глаза горят «яростной радостью».
Что же происходит на Юге после окончания гражданской войны?
Происходит тяжелейшее крушение сформированного там общественного строя. Этот слом (в России с ним можно сравнить отмену крепостного права) знаком нам и ёмко описан Некрасовым одним четверостишьем в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
В романе жизнь становится невыносимой не только для белых, но и для бывших рабов. Чёрные (особенно работавшие в полях) привыкли, что их направляют и о них заботятся белые хозяева. Оказавшись за пределами разорённых плантаций в крупных городах, они начинают голодать, болеть и криминализироваться («Рабы не были несчастными. Им было намного лучше в рабстве, чем на свободе»). В этой ситуации Северяне начинают «взращивать» взаимную ненависть между рабами и их бывшими хозяевами. Важная деталь – Янки терпеть не могут чёрных (один из бывших рабов признаётся: «… в душе – они меня не любят – они вообще не любят негров…»). Их жёны не понимают, как можно доверять воспитание своих детей чёрным (А ведь на Юге чёрная няня была нормой в богатых домах). Для них чёрные – это инструмент решения их проблем в оккупированных штатах – не более того.
Юг наводняют проходимцы, которые занимают руководящие должности и пользуются этим, чтобы отбирать остатки не разорённой собственности у бывших хозяев. «Правила игры изменились и честный труд больше не способен приносить справедливый доход». Более того, чтобы закрепить текущее положение вещей, белых южан лишают права голоса.
В ответ на это униженные, но не потерявшие своей чести и гордости южане организовывают Ку-Клукс-Клан и начинают мстить своим обидчикам («Этого нельзя терпеть» сказал один из героев книги Тони Фонтэйн). Южане беднеют, умирают, погибают на эшафотах, но в подавляющем большинстве, продолжают оставаться леди и джентльменами, для которых нет ничего важнее, чем сохранять честь и достоинство. «Эти люди поставили всё на Правду и гордились этим, потому что та Правда стоила любых жертв». И они ничего никому не прощают. Хорошо это выразила вышеупомянутая Мелани, рассуждая о Янки: «Я не могу забыть. Я не забуду. Я не позволю забыть своему сыну, и я буду прививать ненависть к этим людям своим внукам и внукам внуков…».
Заканчивается всё тем, что Южане меняют тактику, начинают бороться с оккупантами ненасильственными методами и возвращают Джорджию под свой политический контроль. Им в этом очень помогает несколько раз упомянутый в этой статье Ретт Батлер. В конце хотелось бы кратко остановиться на эволюции этого ключевого персонажа. Этот «изгой южного общества» на протяжении всего романа пытается позиционировать себя, как непримиримого врага системы ценностей Южан. Он не пошёл служить в армию в начале противостояния Янки и Конфедератов, спекулирует во время войны («зарабатывает деньги на крушении южной цивилизации»), торгует с северянами. При этом Мелани считает его джентльменом и, несмотря на общественное порицание, продолжает с ним общаться. Она оказывается права. В итоге всё то, что сидит в Ретте, как и в любом другом южном джентльмене прорывается наружу. Он уходит добровольцем на фронт, когда война практически проиграна и честно сражается за Конфедерацию. После войны, несмотря на всё его напускное презрение к южной Правде, он сначала, спасает членов Ку-Клукс-Клана от виселицы, а в конце книги, как уже было сказано выше, помогает южанам вернуть политическую власть в Джорджии. Заканчивает он тем, что едет в родной Чарльстон, чтобы восстановить отношения с отрёкшейся от него семьёй. Южная Правда смогла вернуть в своё лоно даже того человека, который, казалось бы, её ненавидел и презирал.
Подытожим: Маргарет Митчелл показала нам систему ценностей, которая сформировала общество в южных американских штатах. Несмотря на военное поражение и суровый послевоенный прессинг, это общество сумело сохранить эту систему ценностей, вернуть власть под свой политический контроль и, главное, показало способность включать в свои ряды людей, изначально настроенных к этому обществу и эти ценностям крайне антагонистически.
В следующей части мы сопоставим роман Маргарет Митчелл с реальностью. Действительно ли существовала южная Правда, за которую убивали и умирали лучшие сыны Конфедерации? Сохранилась ли она в современной Америке? Главное, как эту Правду прошлого, можно использовать сегодня?
Спасибо за внимание! Буду рад каждому комментарию!