Найти в Дзене

Курганные могильники. Методы обнаружения

Курган – это погребальное сооружение, обязательно имеющее две части: внешнюю, заметную на поверхности и внутреннюю – могильную яму. Обычно встречаются курганы группами. В кургане, так в насыпи, так и под нею, может быть не одна, а иногда даже несколько десятков могил. Курганы Красноармейского района в подавляющем большинстве представлены эпохой бронзового века, и частично, - ранним железным веком. Могильники эпохи бронзы, как правило, располагаются в речных долинах на относительно ровных площадках коренного берега и находятся выше поселений. В тех случаях, когда можно с достаточным основанием полагать, что могильник был возведен жителями конкретного поселения, расстояние от него до могильника составляет от 400 метров до 1.5 километров. Труднее выявить грунтовый могильник, не имеющий земляных насыпей, где покойники захоронены в могильных ямах, которые визуально ничем не обозначены. В поисках могильных курганов молодые и не опытные краеведы в первую очередь исследуют пойму современного русла Миасса, а не его старичные берега, на которых тысячелетия назад находились поселения и курганы. К примеру, в окрестностях села Черкасово древнее поселение с могильником примерно 5000 лет назад были расположены на берегу реки, но сегодня течение Миасса поменяло свое направление и его русло сдвинулось на юг более чем на два километра.

21 апреля 2020 года. Глава Красноармейского муниципального района Ю.А. Сакулин и В.В. Гирник  у повторно выявленного могильного кургана на восточном берегу озера Треустан.
21 апреля 2020 года. Глава Красноармейского муниципального района Ю.А. Сакулин и В.В. Гирник у повторно выявленного могильного кургана на восточном берегу озера Треустан.

Чтобы выявить курганный могильник, необходимо знать закономерности его возведения. Регулярно фиксируется традиция возводить курганы на противоположном берегу реки или ручья относительно поселения, что объясняется как обеспечение водной преграды между «миром живых» и «миром мертвых». То есть, река или ручей, являются водоразделом между древним поселением и могильником. Такие водные артерии зафиксированы мною на могильниках у населенных пунктов Миасское, Федоровка, Ильинка, Устьянцево, Сафоново и Красная Долина.

Не вызывает сомнений высокая обозначаемая значимость курганов, которые господствуют над окружающей местностью и после завершения комплекса погребальных церемоний становились важными элементами культурного ландшафта. Демонстрируя свою принадлежность данному пространству, курган символически утверждал культовую власть над ним. В наивысшей точке местности находятся курганы на Калмацкой горе – 182.8 метров над уровнем моря; на западной окраине села Миасского – 187.3; в окрестностях Сычево – 167.5; Актюбе – 169.2; Ильинки – 195.8; Бродокалмаке – 176. Из архивных источников 1910 года Ж.А. Кастанье я получил информацию о наличии одиночного могильного кургана на восточном берегу озера Треустан. Но берег озера тянется на протяжении 8 км 400 метров и сузить круг поисков мне помогла геологическая карта, на которой была обозначена наивысшая точка данной местности – 201.2 метра. Поэтому повторно выявить объект культурного наследия мне составило особого труда. Курган находился именно там, где он должен был находиться исходя из мировоззрения древних южноуральцев – на вершине сопки.

Выявленный мною могильный курган в окрестностях села Сычево.
Выявленный мною могильный курган в окрестностях села Сычево.

Большинство курганных насыпей распаханы земледельцами и от полного уничтожения некоторые курганы спасают крупные деревья или кустарники, растущие на их вершине. Благодаря таким одиноким растениям я выявил курганные могильники у села Миасского, деревень Ильинка и Петропчелка. Механизаторами сельхозпредприятия «Красноармейское» дважды в 2013 и 2021 году предпринимались попытки спилить одинокое деревце, растущее на курганном могильнике у северо-западной окраины райцентра, с целью последующей распашки земляной насыпи. Оба раза я объяснял земледельцам важность произрастающего деревца на вершине кургана, и они оставляли разросшийся кустарник в покое. Распахиваются курганы не с целью получить дополнительно крохотный участок земли, а потому что они мешают механизаторам обрабатывать посевы, когда трактору приходится сбиваться с борозды и объезжать земляные насыпи.

Месторасположение полностью уничтоженных в результате распашки могильных курганов в первую очередь выдают ярко выраженные очертания желтых могильных пятен на черной поверхности пахотных земель. Искусственные земляные насыпи над могильными ямами разнообразны по своему почвенному составу и состоят из дерна, глины, камней и так далее. Поэтому основания распаханных курганов всегда легко распознаются, особенно – после прохождения дождя, на однородной поверхности пахотной земли. В процессе совершения обрядово-ритуальной церемонии при погребении умершего человека, сородичи в древности разводили над могилой поминальный костер. По этой причине фундаменты распаханных курганов также отчетливо бросаются в глаза по прокалу земли и оранжевым следам зольника.

Зачастую плуг трактора задевает могильные ямы и выносит на дневную поверхность земли человеческие останки или кости животных. В первую очередь это касается грунтовых могильников, так как высокие основания курганных захоронений в большей степени защищают погребения от распашки. В 2021 году я подобрал крупный фрагмент человеческого черепа на месте распаханного кургана на Калмацкой горе. По всей видимости, в кургане эпохи бронзового века было позднее поверхностное подзахоронение кочевников (аналог – Актюба и раскопанный в 1968 году курган на северо-западной окраине села Миасского) и именно оно было уничтожено в результате распашки кургана. Благодаря плугу трактора мною был выявлен грунтовый могильник в устье реки Дальняя, где я подобрал с пашни семь фрагментов человеческих черепов и на старичном берегу Миасса в 500 метрах южнее деревни Ильинка (фрагмент детского черепа). Многочисленные фрагменты костных останков животных я находил на месте четырех распаханных курганов в окрестностях деревни Ильинки и одиночного кургана у нового моста в селе Миасском (девять фрагментов костных останков лошади).

Выявленный мною могильный курган с сосною в центре насыпи в окрестностях бывшей деревни Петропчелка
Выявленный мною могильный курган с сосною в центре насыпи в окрестностях бывшей деревни Петропчелка

Почти на каждом могильном кургане некогда лежали камни – от средних размеров до огромных глыб. Камни служили маркером, обозначавшим погребение, и использовались в ритуальных целях. В настоящее время с целью распашки курганов механизаторы перенесли камни с вершины курганов к ближайшей кромке леса, где я их нахожу постоянно. Лежащий на обочине лесной дороги валун позволил мне выявить близлежащий курган на южной окраине села Сычево. По утверждению пятковских старожилов более полувека назад в 2 километрах западнее деревни находились распаханные курганы. Благодаря наличию крупных булыжников, лежащих в наивысшей точке местности у кромки леса, я выявил приблизительное месторасположение курганов, так как некогда распаханные земли не обрабатывались на протяжении последних 30 лет, что не позволило мне выявить на установившемся травяном покрове могильные пятна уничтоженных земляных насыпей.

Традиция приносить крупные камни на могильники является характерной для ритуальных обрядов многих народов. На грунтовом могильнике эпохи бронзового века в устье Крутой речки я обнаружил примерно 50 камней, некогда обозначавших места более ста погребений (68 вскрыто археологами в период раскопок 1968-1969 годов). Покойники на алакульском могильнике закапывались в грунт, и могила, спустя несколько лет нивелировалась с поверхностью земли. Чтобы не утерять точное место захоронения родственника или близкого человека, на место могилы для ее визуального обозначения ставился «свой» камень. Поэтому количество каменных глыб на могильнике должно соответствовать числу могил. По всей вероятности, многие камни скрыты под поверхностью земли.

В 2012 году якуповский старожил Салават Серукаев попросил меня объяснить происхождение груды камней на большом и ровном как аэродром поле в окрестностях деревни Пятково. Я предположил, что камни являются менгирами или каменной кладкой могильного кургана. Я тщательно осмотрел данную местность, но не обнаружил ни одного булыжника. Проанализировав ситуацию, я догадался, что механизаторы перенесли все камни к кромке близлежащего леса, чтобы они не мешали производству сельскохозяйственных работ. Так оно и оказалось. Все валуны я обнаружил лежавшими на опушке леса. Стальные тросы, которыми механизаторы волокли крупные булыжники, сегодня заржавели и брошенные за ненадобностью лежат рядом с камнями на обочине дороги. Исходя из топографии местности, я сделал предположение о наличии на близлежащей небольшой возвышенности курганного или грунтового могильника, распаханного земледельцами. Некоторые камни имеют признаки ручной обработки и, однозначно, являлись менгирами – надгробными памятниками. Возможно, данный могильник имеет древнее башкирское происхождение.

Вокруг уцелевших или распаханных курганов всегда можно обнаружить каменные мотыги, скребки, терочные или точильные камни, фрагменты керамики. С помощью мотыг и скребков в плетеные корзины набиралась земля для сооружения округлой платформы над погребением. Точильными камнями заострялись бронзовые или медные ножи для срезания дерна и топоры, которыми рубились деревья для сооружения деревянных рам внутри могильной ямы. Только на одной Калмацкой горе на месте распаханного Миасского курганного могильника-1 я подобрал более 40 вышеупомянутых каменных артефактов древности.

Изучение архивных источников и опрос старожилов также способствуют выявлению древних могильников. К примеру, сделав запрос в Оренбургский государственный архив, я получил важную информацию 1899 года о наличии курганов на территории современного Красноармейского района. В том числе, архивную карту месторасположения 29 могильных курганов в двух верстах от поселка Севостьяново на берегу озера Донгузлы (фонд 96, опись 1, дело № 30, лист 153). Принимая во внимание сведения старожилов о находках человеческих останков, я выявил могильники в окрестностях населенных пунктов Миасское, Таукаево, Сафоново, Красной Долины. В 2014 году я получил информацию от почтальона деревни Фроловка о том, что при углублении погреба ее муж наткнулся на древние человеческие останки. Таким образом, мною был выявлено месторасположение могильника близлежащего поселения эпохи бронзового века – Сашкино болото.

Несколько курганных могильников я выявил, изучая местность по спутниковому изображению местности. Круглые очертания курганов отчетливо просматриваются на космических снимках. Особенно бросаются в глаза курганы, расположенные на пахотных землях. Но, зачастую, за изображение курганов я принимаю крохотные болотца и небольшие по размерам березовые колки, которые механизаторы опахивают вкруговую.

Иногда на повторное выявление утерянных со временем местонахождений курганных могильников у меня уходят считанные минуты (озеро Треустан), а иногда поиски затягиваются на долгие годы. К примеру, с дореволюционных времен было известно месторасположение трех курганов у поселка Шумово, которые находились на расстоянии около 100 метров друг от друга. Земляные насыпи были малозаметны и отоптаны пасущимся скотом. На карте археологических достопримечательностей Красноармейского района, исполненной В.К. Егоровым, данный могильник был почему-то отражен на северо-восточной окраине озера Мыркай за поселком Шибаново. В 2013 году я обходил озеро и предпринял попытки повторно выявить данный могильник. К моему удивлению в обозначенной краеведом местности находилась обширная низменность без каких-либо признаков курганных могильников. Более того, исходя из топографии местности, возведение на ней могильных земляных насыпей исключалось даже теоретически. Сотрудники краеведческого музея уточнили мне, что археологическая карта составлялась краеведом в то время, когда он уже терял память, в чем он сам сознавался при картографическом нанесении месторасположения объектов культурного наследия. Но координаты всех других древних поселений и могильников на карте были указаны со стопроцентной точностью. И я не знал, видел ли данные курганы Владимир Константинович воочию.

Тогда я принялся анализировать имеющуюся информацию. В 1975 году на западной окраине поселка Шумово был найден сарматский акинак. Судя по дореволюционному описанию размеров курганных насыпей, относились они к раннему железному веку, а именно – сарматскому периоду. Проходя возле поселка Шумово берегом озера Мыркай, я неоднократно замечал в глубокой колее противопожарной опашки керамику железного века. Высшая точка местности 193.3 метра над уровнем моря находилась также на восточной окраине поселка Шумово. И именно там, по логике, должны были находиться курганные могильники. Я принялся повторно изучать краеведческие записи В.К. Егорова и нашел необходимую информацию. В одном из письменных материалов Владимир Константинович обозначал совершенно другое месторасположение курганов, как находящихся восточнее поселка Шумово и в настоящее время распаханных. То есть, на самом деле могильник располагался на три километра южнее, ошибочно обозначенного на музейной карте. В таком случае, зная наивысшую точку местности восточнее поселка Шумово, найти на пашне могильные пятна распаханных курганов вопрос получаса, принимая во внимание исследуемую площадь около административного здания «Садов России». Возобновить поиски Шумовского могильника я планирую в ближайшее время.