Найти тему

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ О МЕЧЕ НИНДЗЯ

На картинках в наставлениях (дэнсё) по искусству ниндзюцу изображаются обычные мечи-катана. Думается, что это катаны стандартной длины, то есть 2 сяку 2-3 сун (ок. 70 см.), тогда как короткие мечи-вакидзаси выглядят длиннее стандартных образцов. В школе Катаяма-рю иаи, являвшейся фамильной школой дома Тоётоми, говорится, что «вакидзаси следует изготовить подлиннее; впрочем, лучше сделать по вкусу», и рекомендуют использовать вакидзаси в качестве меча кодати. В дворцовых помещениях (где ношение длинного меча-тати было запрещено), а также в комнатах жилого дома, притолока (камои), колонны, подвижные створки (сёдзи), а также стоящие на полу предметы домашнего обихода могут мешать фехтовальщику, так что работать длинным мечом становится неудобно. Таким образом, для лазутчиков-ниндзя, которым зачастую приходилось работать в узких пространствах, кодати был наиболее удобным вариантом.

При упоминании о мече ниндзя, все сразу вспоминают «меч ниндзя-то». В городе Ига нередко можно увидеть имитацию такого меча, продающуюся в качестве сувенира. Длина его клинка составляет ок. 46 см., он снабжён квадратной гардой (цуба) со стороной ок. 7 см. и прямыми ножнами (сая) ок. 55 см. Пятка ножен обычно увенчивается металлической накладкой-кодзири, заострённой на манер штычка на рукоятке ледоруба. Длина клинка чуть превышает половину длины стандартной катаны, так что можно посчитать этот меч разновидностью кодати. Как и у стандартного меча, гарда могла служить в качестве ступеньки, а также для других целей.

Но как ни странно, в то время как, к примеру, серп-кама появляется на страницах письменных наставлений, там нет ни слова о подобном мече ниндзя-то, который по идее должен был бы занимать в арсенале ниндзя более важное место. В устные предания могут закрасться ошибки и ложь, так что их следует принимать во внимание, но не следует им верить. Итак, почему же подобный меч не упоминается на страницах дэнсё? Вероятно, дело в том, …что на практике его не применяли.

Это прежде всего связано с тем, что имея при себе меч ниндзя-то, вы тем самым будто бы говорите всем и каждому: «Глядите, глядите! Я ─ ниндзя!».

Довольно эффективно орудовать усиленными ножнами как деревянным мечом (бокуто), как это делается в случае т.н. «меча якудза» (якудза-то), но если использовать в качестве дубинки ножны с вложенным в них мечом, то клинок, в соответствии с принципом рычага, сломается в районе устья ножен (коигути).

Есть также мнение, что металлическая накладка на пятке ножен (кодзири) снималась, после чего ножны использовались как трубка для дыхания под водой, но это вполне можно проделать и с ножнами обычного меча. Кроме того, если кодзири не будет накрепко приделано к ножнам, то использовать его в качестве штычка для колющих ударов будет проблематично. Таким образом, идеальным всё-таки следует признать короткий меч-вакидзаси, который вы уже привыкли использовать для боя.

Не исключено, что ниндзя могли не обладать достаточными финансовыми ресурсами чтобы заказать кузнецу меч, но если бы специфические мечи ниндзя-то существовали до периода Эдо (1603-1867), то, поскольку численность ниндзя была достаточно велика, а мечи такого рода представляли собой своего рода диковинку, и уже потому должны были храниться бережно, то и до наших дней дошли бы десятки и даже сотни образцов. Но среди моих знакомых честных антикваров, специализирующиеся на торговле японскими мечами, нет ни одного, кто утверждал бы, что хоть раз видел меч ниндзя-то. Если же подобный меч существует только в единственном экземпляре, то, возможно, надёжнее будет считать его подделкой, созданной уже после революции Мэйдзи (1868 г.). Мне тоже не раз доводилось заказывать и покупать у антикваров поддельные серпы синоби-гама, кусари-гама и оружие скрытого ношения (хибуки) с вполне «правдоподобной» ржавчиной и утратами.

Источник: Накасима Ацуми «Ниндзя в научном рассмотрении» (Ниндзя-о кагаку суру 忍者を科学する), 2016 (перевод Фёдора Кубасова)

ЭНТОНИ КАММИНЗ. НАВЫКИ НИНДЗЯ

Иллюстрированное руководство по настоящим учениям ниндзя средневековой Японии с оригинальными техниками, представленными в очень доступном формате. Опираясь на старые свитки, такие как Сёнинки, Нинпидэн, Бансэнсюкай, написанные настоящими японскими ниндзя (или синоби, как их тогда называли), автор книги предлагает настоящие знания ниндзя в 150 простых для понимания иллюстрированных уроках. В этих уроках охватываются все основы истинного ниндзюцу, включая хитроумные идеи проникновения на вражескую территорию, тактику скрытого подкрадывания и отступления, а также способы пересечения болот и воды, использование природных явлении, инструменты для проникновения и много другое. Уроки снабжены фотографиями, схемам, описывающим военную тактику и стратегию.

-2

РАСХОЖИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЯХ НИНДЗЯ – ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ - БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ