Найти в Дзене
Рок на БиС

Шаг вперёд. Herbie Hancock. Часть первая.

Начав писать текст о творческой биографии Майлза Дэвиса я не предполагал, что мне самому это занятие так понравится. Кроме фиксации уже накопленных знаний, этот процесс расширяет кругозор, заставляет замечать ранее не исследованные области. К примеру, весь параллельный цикл "шагов назад" о создателях альбома Birth Of The Cool - это, по сути, настоящая исследовательская работа. Признаюсь, многие факты из этих текстов и для меня оказались открытием.

Вторую биографическую серию "шагов" я посвящу двум пианистам, почти ровесникам, хорошим знакомым, творческий путь которых, неоднократно пересекался и вклад в мировую музыку каждого, как мне кажется, одинаково знаковый. Шаги вперёд новой серии будут о пианисте Херби Хэнкоке, шаги назад я напишу о Чике Кориа. Почему эти двое? Не знаю, может потому, что именно в моём сознании два эти имени всегда идут неразрывно, как бы в связке. По крайней мере, мне интересно было бы написать о них именно в таком формате.

Херби Хэнкок
Херби Хэнкок

Герберт Джеффри Хэнкок (Херби Хэнкок) родился в Чикаго 12-го апреля 1940-го года. (Очень удобно. В день космонавтики вторую рюмку можно выпить за здоровье музыканта). По слухам, его родители назвали его в честь популярного в те годы певца и актера Херба Джеффриса.

Ютуб-канал RPG Collection

Родители же и предопределили судьбу мальчика, отдав учиться классической музыке по классу фортепиано. Уже в возрасте одиннадцати лет он играет первую часть Концерта для фортепиано с оркестром Моцарта № 26 ре мажор, K. 537 (Коронация) на молодежном концерте 5 февраля 1952 года с Чикагским симфоническим оркестром. Какое-никакое достижение!

Оцените сложность произведения:

Ютуб-канал davidhertzberg

В 1960-м году Хэнкок окончил Гриннелл-колледж, как пишет Википедия "со степенью в области электротехники и музыки". В это время он начинает свою профессиональную музыкальную карьеру, играя в оркестре трубача Дональда Бёрда. В рамках этого коллектива мы можем слышать первые записи его игры на фортепиано. Альбом 1961-го года Free Form:

Donald Byrd - Composer, Trumpet

Wayne Shorter - Sax (Tenor)

Pepper Adams - Sax (Baritone)

Herbie Hancock - Piano

Butch Warren - Bass

Billy Higgins - Drums

Alfred Lion - Producer

Rudy Van Gelder - Engineer

Где-то в это время музыка Бёрда начинает отклоняться от хард-бопа в ранний кроссовер-джаз (смесь джаза и танцевального ритм-н-блюза).

Дональд Бёрд и Херби Хэнкок
Дональд Бёрд и Херби Хэнкок

Обратите внимание на то, что в составе коллектива Бёрда присутствует тенор-саксофонист Уэйн Шортер. В скором времени Хэрби предстоит в компании с ним играть во втором великом квинтете Майлза Дэвиса.

Кроме занятости в оркестре, Хэрби активно и успешно сотрудничает в качестве сессионного музыканта со многими джазовыми музыкантами. Благодаря своему таланту и активности, ему достаточно быстро предоставляется возможность записать свою первую пластинку. В 1962-м году на лейбле Blue Note выходит его дебютный и сразу достаточно заметный релиз - Takin' Off.

Herbie Hancock - Composer, Piano

Freddie Hubbard - Flugelhorn, Trumpet

Dexter Gordon - Sax (Tenor)

Butch Warren - Bass, Guitar (Bass)

Billy Higgins - Drums

Rudy Van Gelder - Digital Remastering, Engineer, Remastering

Заглавная композиция Watermelon Man - это первый яркий хит авторства Хэнкока, ставший джазовым стандартом. Эта пьеса во-многом знаковая. Возможно, именно она дала начало смеси афро-кубинской ритмики с афроамериканской музыкой R&B, что в свою очередь заменило ритмическую основу ритм-н-блюза на фанк к концу 60-х. По слухам, впервые она была исполнена на концерте оркестра Монго Сантамарии, когда Хэнкок временно заменял за фортепиано Чика Кориа. Прямо во время выступления, чтобы заполнить паузу, Хэрби начал играть ритмический риф своей Watermelon Man, а Монго спонтанно начал подыгрывать на кубинской перкуссии. Люди в зале люди принялись танцевать. Позже Монго попросил Хэрби разрешения записать со своим оркестром эту вещь. Так получилась короткая танцевальная радио-версия композиции. Записанный сингл достиг 10 места в Billboard в 1963 году.

Кроме коммерческого успеха, первая сольная пластинка Хэнкока заставила обратить внимание на талант её молодого автора самого Майлза Дэвиса. К этому времени Дэвис активно ищет новых музыкантов после распада его великого секстета.

В итоге в 1963-м году Хэнкок попадает в обойму к Майлзу. Именно с его участием будут записаны все альбомы его второго великого квинтета.

Про второй великий квинтет подробнее можно прочитать по ссылке:

Здесь же я приведу только первый полноценный релиз ансамбля 1965-го года E.S.P.

Miles Davis – trumpet

Wayne Shorter – tenor saxophone

Herbie Hancock – piano

Ron Carter – bass

Tony Williams – drums

Второй великий квинтет Майлза Дэвиса: Хэрби Хэнкок, Майлз Дэвис, Рон Картер, Уэйн Шортер, Тони Уильямс
Второй великий квинтет Майлза Дэвиса: Хэрби Хэнкок, Майлз Дэвис, Рон Картер, Уэйн Шортер, Тони Уильямс

Кроме занятости в квинтете Дэвиса Хэнкок продолжит выпускать сольные пластинки. В 1963-м у него выходит релиз My Point of View. Первым треком идёт танцевальная композиция Blind Man, Blind Man - это как в случае с Watermelon Man смесь латиноамериканских ритмов с R&B. Далее идут более серьёзные джазовые композиции.

Herbie Hancock - Composer, Piano, Vocals

Donald Byrd - Trumpet

Hank Mobley - Sax (Tenor)

Grant Green - Guitar

Grachan Moncur III - Trombone

Chuck Israels - Bass

Tony Williams - Drums

Alfred Lion - Producer

Reid Miles - Design, Photography

Rudy Van Gelder - Engineer, Remastering

Третий сольный альбом записан в составе из четырёх человек, но четвёртый участник- это латиноамериканский перкуссионист Освальдо Мартинез. Альбом, не смотря на участие перкуссиониста, совсем не танцевальный. Здесь Херби пытается смешать хард-боп с латиноамериканскими ритмами.

Herbie Hancock - Composer, Piano

Paul Chambers - Bass

Osvaldo Martinez - Bongos, Congas, Finger Cymbals, Guiro

Willie Bobo - Drums, Timbales

Rudy Van Gelder - Audio Engineer, Engineer, Remastering

Херби Хэнкок
Херби Хэнкок

Следующий релиз 1964-го года так же как и первые два имеет на борту один трек в новой гибридной ритмике, ставший как и Watermelon Man джазовым стандартом - это третья композиция на альбоме - Cantaloup Island.

Herbie Hancock - Composer, Piano

Freddie Hubbard - Cornet, Flugelhorn, Trumpet

Ron Carter - Bass

Tony Williams - Drums

Как видите, Херби активно привлекает музыкантов второго великого квинтета Майлза для записи сольных альбомов. Напомню, он до сих пор, в основном, занят там.

Середина 60-х - это взрыв новой популярной музыки. С этого времени в фокусе рок-музыка. Джаз стремительно теряет свои позиции. Ещё недавние звёзды джаза вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Вчерашние боперы пробуют новые ритмы.

Херби Хэнкок, как помните, одним из первых экспериментирует с новыми ритмами ещё играя в оркестре Дональда Бёрда.

В 1966-м культовый итальянский режиссёр Микеланджело Антониони именно Херби Хэнкоку предлагает написать саундтрек к своему новому фильму о "свингующем Лондоне".

Советую посмотреть фильм Blow Up, если раньше не приходилось, и послушать саундтрек целиком. Хэнкоку блестяще удалось запечатлеть атмосферу.

Помимо саундтреков к художественным фильмам, Хэнкок записал ряд музыкальных тем, использованных в американских телевизионных рекламных роликах для таких тогда хорошо известных продуктов, как палочки Pillsbury's Space Food, Standard Oil, диетическая кола Tab и сигареты Virginia Slims. Для примера послушайте сочинённую им "шпионскую" тему для сигарет Silva Thins.

Ютуб-канал Adland - A Commerical Channel

Но вернёмся к его сольной дискографии.

В рамках продолжения своего сольного сотрудничества с лейблом Blue Note в 1966-м Хэрби выпускает свой следующий джазовый альбом Maiden Voyage. Многие считают это вершиной его акустического джазового периода.

Herbie Hancock - Composer, Piano

Freddie Hubbard - Trumpet

George Coleman - Sax (Tenor)

Ron Carter - Bass

Anthony Williams - Drums

Rudy Van Gelder - Engineer

До 1968-го в сольных работах Хэрби наблюдается перерыв по причине пика популярности второго великого квинтета Майлза Дэвиса и, как следствие, жёсткого концертного графика коллектива.

Ютуб-канал Herbie Hancock

Альбом 1968-го года Speak Like A Child после двухгодичного перерыва иллюстрирует погружение Хэнкока в модальный джаз второго великого квинтета.

Herbie Hancock - Composer, Piano

Jerry Dodgion - Flute (Alto)

Thad Jones - Flugelhorn

Peter Phillips - Trombone (Bass)

Ron Carter - Composer, Double Bass

Mickey Roker - Drums

В 1968-м году Херби Хэнкок покидает оркестр Майлза Дэвиса. Теперь он концентрируется на сольном творчестве. Первый альбом, выпущенный после освобождения от обязательств в квинтете и последний на лейбле Blue Note концептуально посвящается Мартину Лютеру Кингу и тематически выстроен композитором. Кроме того, Херби сделал аранжировки для оркестра из 9-ти музыкантов - нонета.

Herbie Hancock - Composer, Piano, Piano (Electric), Vocals

Johnny Coles - Flugelhorn, Trumpet

Hubert Laws - Flute

Joe Henderson - Flute, Sax (Tenor)

Jack Jeffers - Trombone (Bass)

Romeo Penque - Clarinet (Bass)

Jerome Richardson - Clarinet (Bass), Flute

Tony Studd - Trombone (Bass)

Garnett Brown - Trombone

Oren Waters - Vocals

Buster Williams - Bass, Composer

Albert "Tootie" Heath - Drums

Rudy Van Gelder - Engineer, Original Recordings, Remastering

Помните, я упоминал, что Херби писал музыку к рекламе? В этом альбоме есть одна переработанная мелодия, использованная в рекламе сигарет Silva Thins. В альбоме этот трек называется He Who Lives in Fear.

Следующий релиз Хэнкока 1970-го года - это тоже саундтрек, но теперь к популярному мультсериалу Fat Albert. Здесь Хэнкок впервые полноценно поработал в ультра-модном в то время стиле фанк.

Ютуб-канал Cori

Herbie Hancock - Arranger, Composer, Conductor, Keyboards, Piano, Piano (Electric), Producer, Synthesizer, Vocals

Garnett Brown - Trombone

Johnny Coles - Flugelhorn, Horn, Trumpet

Joe Henderson - Flute (Alto), Sax (Tenor)

Buster Williams - Bass, Bass (Acoustic), Bass (Electric), Percussion

Billy Hart - Drums, Percussion

Albert "Tootie" Heath - Drums

Да, это пока тоже саундтрек, блестящая стилизация под популярную музыку, но дальше Херби серьёзно увлечёт фьюжн-революция, начатая Майлзом Дэвисом. Об этом читайте в следующей части.

Автор статьи - Filumjazz

#filumjazz #музыка #jazz #herbie hancock

Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: