Найти тему

Гамбс и его «Двенадцать стульев»

30 июля 1871 года скончался Петр Генрихович Гамбс, последний владелец знаменитой мебельной мастерской.

Стул мастерской Гамбсов. 1840-1850-е гг. Государственный исторический музей.
Стул мастерской Гамбсов. 1840-1850-е гг. Государственный исторический музей.

Его отец – Генрих Гамбс был учеником и помощником выдающегося немецкого мастера-мебельщика Давида Рёнтгена. В 1795 году Гамбс открыл в Санкт-Петербурге собственную мебельную фабрику и магазин. В 1807 году получил российское подданство.

Мебель Гамбса была очень популярна в аристократической среде благодаря своему утонченному вкусу и высокому качеству. «Гамбс есть гений в своём роде. Сей искуснейший художник приобрел такую славу, что всякая ему похвала была бы излишня. Произведения его украшают все дворцы императорские», так писали о мебельном фабриканте в 1820-е годы.

И действительно мебель фирмы Гамбса, получившего звание Поставщика Двора Его Императорского Величества, украшала Эрмитаж, Михайловский замок, Ливадийский дворец и другие царские резиденции, а также палаццо многих аристократов.

Пушкин в незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» писал об одном из героев, что он дремал «в Гамбсовых креслах». И сам Александр Сергеевич пользовался мебелью Гамбса. В 1832 году он заказал у мебельного мастера15 предметов на общую сумму 1630 рублей, среди них – письменный стол, кресла, кушетка, диван, ширмы «в готическом вкусе». У И.С. Тургенева в романе «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете. На широком Гамбсовом кресле». И.А. Гончаров в очерке «Письма столичного друга к провинциальному жениху» писал: «Да кто же требует, чтоб они уставляли комнаты гамбсовской мебелью, а стены увешивали произведениями отличных художников»?

А потом эти стулья «перекочевали» в роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Умирающая теща Воробьянинова, спрашивает у него:

— Эпполет, помните вы наш гостиный гарнитур?

— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.

— Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

— Ах, это в моем доме?

— Да, в Старгороде...

— Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?

Ипполит Матвеевич отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

— В сиденье стула я зашила свои бриллианты...

Однако, с гамбсовскими стульями бывшего губернского предводителя дворянства не все так однозначно. Дело в том, что фирма Гамбсов закрылась еще 50-х годах XIХ века. Так что табличка в стуле, которую нашли Бендер и Воробьянинов на корабле «Скрябин», явно липовая: «Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург». Скорее всего, стулья были ненастоящими - фальсификат. По всей России было много мебельщиков, которые работали под знаменитую фирму. Марка «Гамбс» в те времена была, как сейчас бы сказали, раскрученным брендом (Варфоломеич втолковывает Вострикову про гамбсовский гарнитур генеральши Поповой, в котором, как известно, ни черта нет: «Гарнитур замечательный. Пальчики оближете. Впрочем, что вам объяснять! Вы сами знаете!»).

Иллюстрация Кукрыниксов к роману «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
Иллюстрация Кукрыниксов к роману «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Так что заявление аукциониста: «Десять стульев из дворца, эпохи Александра Второго, работы мебельной мастерской Гамбса» – нонсенс. Либо это подделка под Гамбса, либо старые гамбсовские стулья были отреставрированы в эпоху Александра II.