Найти в Дзене

Политическое творчество: Черчилль и живопись

Оглавление

Немного покопавшись в книгах , я нашёл несколько примеров очень известных людей, прославившихся не в сфере искусств, но притом ставших достаточно яркими её представителями. И я бы хотел для начала поговорить про политиков, имеющих хобби в сфере искусств, которое вышло из-под контроля.

Встречайте нашего гостя — Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль IV!

Джон Ли-Пембертон, «Сэр Уинстон Черчилль, губернатор Пяти портов». 1953 год. Национальный морской музей, Гринвич
Джон Ли-Пембертон, «Сэр Уинстон Черчилль, губернатор Пяти портов». 1953 год. Национальный морской музей, Гринвич

Ниже — все звания, титулы и увлечения, присвоенные ему и им за всю его жизнь:

  • 12-й герцог Мальборо пэр Англии;
  • Первый лорд Адмиралтейства (дважды: 1911-1915 и 1939-1940);
  • Премьер-министр Великобритании (дважды: 1940-1945 и 1951-1955);
  • Военный в чине полковника;
  • Министр авиации Великобритании (1919-1921);
  • Министр вооружений Великобритании (1917-1919);
  • Канцлер герцогства Ланкастерского (1915);
  • Председатель Совета по торговле Великобритании (1908-1910);
  • Министр внутренних дел (1910-1911);
  • Министр обороны Великобритании (дважды: 1940-1945 и 1951-1952);
  • Канцлер казначейства (1924-1929);
  • Министр по делам колоний Великобритании (1921-1922);
  • Член Палаты общин Великобритании (5 раз от пяти округов);
  • Лидер Консервативной партии Великобритании (1940-1955);
  • Почётный член Британской академии (1952);
  • Почётный член Королевской академии художеств (1948).
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе (1953);
  • Журналист;
  • Писатель;
  • Художник;
  • Любитель рычать, сигар и выпить.
Известная фотография: Уинстон Черчилль за мольбертом во Франции, 1948 год
Известная фотография: Уинстон Черчилль за мольбертом во Франции, 1948 год

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Человек, побывавший в высших эшелонах власти и слетавший оттуда как снежный ком с горы. Журналист, попавший в плен к бурам в период Англо-бурской войны и бежавший оттуда. Премьер-министр победы. Действительно величайший британец в истории.

Джеймс Гатри. Портрет Уинстона Черчилля. ок. 1920 года. Национальная портретная галерея Шотландии
Джеймс Гатри. Портрет Уинстона Черчилля. ок. 1920 года. Национальная портретная галерея Шотландии

При всех политических заслугах и восхождениях, Уинстон не менее триумфально падал, то попадая в какие-то передряги с правительством, то оказываясь чуть ли не единственным в оппозиции вообще ко всем, то проигрывая важные сражения обеих мировых войн, буквально вырывая себе политическую могилу. Словом, он был обычным человеком, со своими плюсами и минусами. И не менее "обычно" он принимал эти падения, поражения и неудачи близко к сердцу.

А творчество, которое перерастает в искусство, довольно часто рождается на пороге таких переживаний, депрессий и опущенных рук. Оно является отдушиной и способом высказаться обо всём, что скопилось в душе. А иногда и способом забыться, отвлечься. Собственно, живопись и литературный талант Черчилля стали этим самым способом для политика.

В этой статье мы поговорим о Уинстоне Черчилле-живописце

"Речной пейзаж, Приморские Альпы" (1930)
"Речной пейзаж, Приморские Альпы" (1930)

Приход к живописи и творческий путь

Чуть-чуть истории. Уинстон был выходцем из весьма и весьма знатного рода Мальборо — аристократического титула, созданного для далёкого предка Уинстона Джона Черчилля (политика и военного) ещё во времена правления королевы Анны Стюарт. Как и подобает представителям знатных фамилий, Мальборо не стеснялись приобретать огромное количество произведений искусства в свой дом. И даже при том, что родители Уинстона были вынуждены распродать значительную долю коллекции живописи, Уинстон успел ими насладиться в свои детские и юношеские годы. Более того, его мать также увлекалась живописью и неплохо рисовала, а также брала на уроки юного Уинстона.

Плюс к этому, судя по многочисленным источникам, он явно проявлял интерес к рисунку в юношеские: рисовал в письмах картинки, выпрашивал дополнительные уроки рисования во время обучения. Будучи корреспондентом газеты Daily Graphic украшал статьи своими рисунками и зарисовками. Всё вышеперечисленное бесспорно является предтечей будущего хобби Уинстона.

"Рассвет в Кассисе"
"Рассвет в Кассисе"

Но самое важное случилось дальше. Случился 1915 год, когда Уинстон, будучи Первым лордом Адмиралтейства, инициировал Дарданелльскую операцию, закончившуюся полным провалом и потерей огромного количества людей. После поражения его отстранили от командования флотом. И Уинстон занялся живописью в загородном доме, дабы снять с себя оковы угнетения и депрессии (к слову, переданной по наследству в пятом поколении).

Версий причин появления интереса к живописи в 40-летнем возрасте много, перечислять их не вижу смысла, ибо наверняка уже никто не скажет. Скажу лишь, что по итогу Уинстон, который не держал кисти в руках с юности и ранее не посещавший картинных галерей, стал рисовать (и ему непременно хотелось делать это маслом) и изучать внимательнейшим образом полотна разных художниках в музеях, на выставках и в галереях.

«Иногда я готов бросить почти всё ради занятия живописью», - говорил в итоге Черчилль, отмечая также, что забывает во время рисования о политике.
Вино, 1926 год
Вино, 1926 год

В 1916 году Черчилль отправился на фронт, где командовал 6-м батальоном Королевских шотландских фузилёров. И он настолько любил живопись, что создал непосредственно во время боевых действий несколько картин: три на линии огня и одну в укрытии.

В 1921 году Уинстон сделал несколько набросков Сахары, когда приезжал на Каирскую конференцию, причем делал это демонстративно: просто садился посреди улицы и начинал рисовать.

Озеро. Бленхейм, 1926 год
Озеро. Бленхейм, 1926 год

В 1931 году Черчилль написал статью «Карикатура и карикатуристы», в которой рассказывал о карикатурах, своему отношению и увлечению ей в юности.

Уинстон любил произносить красивые и наполненные речи, но делал это не только на поприще политического ораторского мастерства, но и в культуре и искусстве. Многие его речи известны, но крайне интересна речь 1932 года, которую уже очень известный на тот момент политик озаглавил «Политические художники». В ней Черчилль говорил о британских политиках в роли художников, о работах которых рассказывал с точки зрения различных жанров и течений живописи. А речь 1938 года была посвящена новаторству и традиции в искусстве, в которой политик произнёс крылатую фразу:

«Без традиции искусство — стадо овец без пастыря. Без инноваций — это труп».
Темза близ Таплоу, 1929 год
Темза близ Таплоу, 1929 год

В 1930х годах Черчилль демонстрировал свои работы на выставках, а также регулярно писал рецензии на выставки Королевской академии художеств.

В 1945 году после отставки с поста главы правительства Уинстон вновь стал много рисовать. Путешествуя по Италии, он умудрился за 20 дней сделать 15 картин! Продуктивность невероятная.

Однако в поздние годы своей жизни сильно постаревший и уставший Уинстон Черчилль практически перестал писать картины, а в последний раз он занимался живописью в Чартуэлле примерно в 1962 году.

Вид на Монте-Карло и Монако, 1930 год
Вид на Монте-Карло и Монако, 1930 год

О процессе творчества, жанрах и стилях

Учителей у Уинстона была масса. Принадлежали они к разным направлениям, стилям, школам живописи. Перечислять их не буду. Зато упомянуть о том, что ВСЕ учителя Черчилля отмечали его интуицию, владение светом и точностью цветопередачи, стоит. Собственно, это стало его визитной карточкой: его пейзажи, зачастую написанные на одних и тех же местах с разного ракурса, изобилуют импрессионистическим светом, чем политик овладел в совершенстве. Недаром в пейзажах Черчилль относил себя к ученикам Поля Сезанна, воспринимая природу, как «массу искрящегося света».

Писал много пейзажей, интерьеры, натюрморты, изображения цветов и портреты.

Арка моста над рекой Вар на закате, 1930 год
Арка моста над рекой Вар на закате, 1930 год

Черчилль отдавал предпочтение не просто масляным краскам, а конкретной компании-производителя Sax-Farben. Политик долгое время мечтал познакомиться с главой компании Вилли Заксом, что в итоге и случилось. Они остались друзьями на всю жизнь.

Работал Уинстон на пленэре, нередко рисовал по фотографии. На пленэре Черчилль обычно создавал только наброски, а основная работа проводилась в студии.

С точки зрения стиля работы политика-художника относят к реализму, импрессионизму и постимпрессионизму с постепенным переходом из стиля в стиль.

Зимний лес в Бекклсе
Зимний лес в Бекклсе

Писать про него можно бесконечно, поэтому завершу статью несколькими интересными фактами:

  • До 1931 года Уинстон картины не были подписывал. Чаще всего на полотно нанесены инициалы — «W. S. C», «WSC» или «W.S.C».
  • Политик начинал рисовать с раннего утра и продолжал с маленьким перерывом до 7 вечера.
  • С середины 50-х годов Черчилль стал дарить картины друзьям и близким. А из известных людей, получавших картины в подарок от него, значатся королева Елизавета II, президенты США Рузвельт, Трумэн и Эйзенхауэр, премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж и генерал Джордж Маршалл.
  • Политик никогда не продавал свои произведения.
  • Последнее своё произведение Черчилль подарил своему телохранителю Эдмунду Мюррею, который служил с 1950 года вполть до смерти художника.
Уинстон Черчилль. Этюд роз, 1930-е. Подпись внизу слева — инициалы
Уинстон Черчилль. Этюд роз, 1930-е. Подпись внизу слева — инициалы

Таким был Уинстон Черчилль — величайший британец в истории. А что вы думаете по поводу его творчества? Пишите комментарии!

______________________________________________________________________

Смотрите также:

______________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊