Найти тему
Живопись

Художник Джованни Баттиста Тьеполо: «Аллегория» под потолком

Когда-то подобная живопись не была экзотикой. В Венецианской республике образца середины XVIII века - уж точно не была. Это сегодня за подобную работу, подразумевающую целый ряд исходных ограничений и жёстких требований, возьмётся не всякий профи. Но в те отдалённые времена художники, примерявшие на себя роль дизайнеров дворцовых интерьеров, рассуждали иначе.

Ну и что, что картина должна быть овальной? И не такое размещали и заставляли выгодно взаимодействовать с интерьером!

Да, зрителю предстоит любоваться полотном с расстояния нескольких метров, при этом глядя вертикально вверх. И что в этом особенного? Весь фокус - в правильной перспективе и выигрышной композиции.

Ой, ну какие сложности могут быть с освещённостью? И что сложного в том, что венецианский климат не позволит создать долговечную фреску? Значит, будем вместо неё создавать «потолочный» холст. Так даже проще писать и переписывать композицию, исходя из пожеланий заказчика. Главное, чтобы ему всë нравилось.

Джованни Баттиста Тьеполо, «Аллегория с Венерой и временем», около 1754-1758, холст, масло, 292 × 190,4 см,
Джованни Баттиста Тьеполо, «Аллегория с Венерой и временем», около 1754-1758, холст, масло, 292 × 190,4 см,

А не понравится — так тоже не беда! Ибо в мастерской уже имеется несколько (заранее написанных прилежными учениками) полноценных картин поменьше, обыгрывающих вариации того же сюжета. Извольте ознакомиться...

Честное слово, иногда нам кажется, что технические, нарративные, и любые иные ограничения воспринимались мастерами того времени как азартный вызов. Чем меньше свободы действий оставляли для них взыскательные заказчики из числа вельмож, тем ярче проявлялась способность мастеров к импровизации. И тем чаще сугубо «украшенческие» произведения превращались в невоспетые шедевры.

Просто вдумайтесь в такую ситуацию, уважаемый читатель. Дражайший патрон (внезапно) ставит художника в известность, что полотну на тему рождения троянского героя по имени Эней предстоит соседствовать с четырьмя монохромными аллегориями христианских добродетелей. Причëм заключённым в овалы. Что же со своей стороны предпринимает мастер? Во-первых, делает ставку на нежные, немного приглушённые, но эффектно контрастирующие меж собою тона композиции. Пусть их настроение доминирует на полотне. Во-вторых, деликатно кутает второстепенных героев полотна тенями, а образ матери Энея, богини Афродиты, напротив: «высвечивает» максимально ярко и эффектно. Отлично! Проблема непредвиденного соседства решена.

Что там далее? Клиент желает вставить в мифологический сюжет библейские отсылки и в то же время хочет лицезреть на полотне членов своей семьи. Ой, да нет ничего проще! Доменико, мой мальчик, неси наши эскизы. А ведь ты ещë ворчал, что они не пригодятся. Сейчас мы согласно этим наброскам будем превращать лицо младенца Энея в мордашку младшего сына нашего многоуважаемого дона Контарини. И пожалуйста, замени верхнее облачко на целующихся белых голубков. Так, чтобы они отсылали зрителя разом к идее Святого Духа, напоминали образ нимба и — для полноты впечатления — усиливали эффект парящих облаков. До среды управишься? Ну и отлично.

Ах да, вот ещë что: пусть ноги купидона выходят за пределы облака, на котором восседает грозная фигура Времени. Пропиши их как следует, не жалей розовых тонов. Они должны бросаться зрителю в глаза, забавно болтаясь в воздухе, добавляя правдоподобности полёту мальчугана и динамичности всей композиции в целом. Зритель же будет смотреть на картину снизу, да? Да. Ну так пусть он почувствует, как непросто дотянуться до пушистых облаков, где обитают олимпийцы. Статус нашего клиента подчеркнуть никогда не лишне.

А я пока дополню образ бога Времени такой вот жутковатой косой. Ты говоришь, что к античному мифу она отношения не имеет? И является поздним христианским символом? Но у нас же тут оммаж и дизайн роскошного интерьера, а не фреска для собора и не заказ на живописное цитирование эллинских легенд. Подумай вот о чëм: сам Хронос позабыл- позабросил свой жуткий инструмент ради того, чтобы качать на руках малыша Энея. Да ещë и под одобрительным взглядом его матери Венеры. Получается отличный намёк на то, что ребёнку богини предначертано бессмертие! Получается изящное иносказательной пожелание доброго здоровья сынишке сеньора Контарини, не так ли? Вот и я так думаю. Учись, мой мальчик!..

... конечно же весь этот разговор выдающегося итальянского живописца со своим сыном и помощником, Джованни Доменико Тьеполо, нами выдуман. Зато смоделировать сам ход логических суждений блистательного Тьеполо-старшего при работе над этой необычной картиной было совсем несложно. И мы убеждены в истинности наших догадок. Иначе никак не объяснить тот факт, что рядовая иллюстрация хорошо известного античного мифа в итоге превратилась в странный, но чрезвычайно харизматичный и внутренне стройный синтез идей, мотивов, стилей, работающих на успех данного полотна. Причëм не как самодостаточного произведения, а как части дворцового интерьера, с чем согласны абсолютно все сведущие в теме специалисты, кого не спросите.

Раньше подобная живопись не была экзотикой. Богатые венецианцы хорошо платили за картины, подкреплявшие блеск семейных сокровищниц блестящей репутации ценителей высокого искусства. Причëм в данном случае искусство было высоким не только фигурально, но и реально. Ибо масштабы архитектурных решений имения семейства Контарини, украшенного работами Джованни Баттисты Тьеполы, внушает всяческое уважение.

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #музеи