Найти тему

Ударно-кремневое охотничье ружье работы Ильи Салищева

15 июля 2022 года в Тульском музее оружия при поддержке Министерства культуры РФ начала работу уникальная выставка «Шедевры тульских мастеров», посвященная 350-летию со дня рождения Петра Великого и 150-летию Тульского государственного музея оружия.

Проект подготовлен в содружестве с Государственным Эрмитажем, Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны Российской Федерации, Государственным историко-художественным дворцово-парковым музеем-заповедником «Гатчина», Творческим союзом «Гильдия мастеров-оружейников» и Публичным акционерным обществом «Императорский Тульский оружейный завод».

-2

Мы начинаем цикл рассказов, посвященных уникальным образцам оружия и предметам дворцового декора работы легендарных тульских оружейников. Их искусство давно стало синонимом непревзойденного мастерства, блестящего сочетания оригинальности и надежности изделия, высокого технического качества с красотой художественного убранства.

Изначально изготовлением украшенного оружия занимались мастера Московской Оружейной палаты. Однако к 1728 году она перестает производить оружие, сохранив при этом функции хранилища государственных ценностей. После основания в 1712 году по указу Петра Великого специализированного оружейного завода главным центром производства ручного оружия стала Тула.

На рубеже 20-х – 30-х годов XVIII века оружейники, прикрепленные к заводу, наряду с производством оружия для армии стали заниматься в своих домашних мастерских украшением охотничьего и парадного оружия для императорского двора и знати. На сегодняшний день самая старинная высокохудожественная работа тульских мастеров датируется 1729 годом – это ударно-кремневое охотничье ружье, хранящееся в коллекции Государственного Эрмитажа.

-3

Для украшения оружия тульские мастера, следуя европейской моде первой половины XVIII столетия, использовали мотивы и элементы позднего барокко и рококо. Так, в конце XVII – начале XVIII века были изданы специализированные альбомы с образцами для украшений огнестрельного оружия французских художников Клода Симонена и Де ля Коломба. Вероятно, вместе с определенным заказом к тульским мастерам поступал рисунок или эскиз желаемого изделия из этих альбомов.

-4

Середина XVIIIвека считается временем высшего расцвета художественного мастерства оружейников Тулы. Об этом свидетельствуют филигранные работы таких выдающихся «златокузнецов», как Илья Салищев. Он одним из первых начал украшать весь ствол оружия, применяя обронную технику. Она интересна тем, что на металле вырезается не сам рисунок, а фон возле него, и орнамент становится рельефным и объемным. Фон, как правило, покрывали множеством мелких точек и позолотой.

-5

На выставке «Шедевры тульских мастеров» представлено ювелирно украшенное ударно-кремневое охотничье ружье из собрания Государственного Эрмитажа работы Ильи Салищева. Оно является одним из лучших произведений тульского оружейного искусства середины XVIII века. Примечательно, что это единственный предмет, известный на сегодняшний день, подписанный именем Ильи Салищева. Тульские мастера подражали его декоративной манере на протяжении последующих 10–15 лет. Одновременно это ружье - один из самых старинных предметов выставки (его изготовление датируется 1746 годом).

-6

Ствол охотничьего ружья представляет собой настоящее произведение искусства. Его поверхность покрыта сплошным резным орнаментом по золоченому фону, выполненном в технике оброна, с изображением стилизованного растительного орнамента, всадников, нарядных дам, охотников, животных и мифических персонажей. На стволе выполнены две сюжетные сцены, обрамленные надписями и увенчанные коронами. Ближе к казенной части ствола изображен суд царя Соломона с надписью по кругу: «Суд Царя Соломона. Мать, упавшая на колени перед царем. Изготовил мастер Илья Салищев». Внутри круга помещена надпись: «ТУЛА 1746». Ближе к дульному срезу изображен сюжет «чудо Георгия о зми́е» с надписью по кругу: «Чудо мученика Георгия, который змея победил и деву спас». Возле дульного среза вырезан маскарон с сильно выступающим носом, который служит мушкой. Пороховая полка и запальное отверстие выложены золотом с целью защиты деталей ружья от продуктов горения пороха.

-7

Друзья, не упустите возможность увидеть это произведение оружейного искусства и другие выдающиеся работы тульских мастеров-оружейников на уникальной выставке «Шедевры тульских мастеров» в здании – шлеме Тульского музее оружия. Ждем вас!

-8

#музейоружия #выставка #шедевры #мастера #салищев #ружье