Найти тему
культшпаргалка

Как мать Рахманинова жила в Советской России после эмиграции сына

Оглавление

Итак, в 1904 году умерла бабушка Рахманинова - мать Любови Петровны, и она унаследовала её состояние и двухэтажный дом в Новгороде. В нём она прожила последующие девять лет.

__________________________________________________

Это третья часть истории о судьбе матери Сергея Васильевича Рахманинова: 👉1 часть и 👉2 часть.

__________________________________________________

Мать артиста

К этому времени Рахманинов уже сделал себе блестящую исполнительскую, композиторскую и дирижёрскую карьеру, и Любовь Петровна стала "матерью того самого Рахманинова". В Москве, особенно среди молодёжи, его популярность не имела границ.

-2
"Концерты его каждый раз сопровождались потрясающими овациями, многие «рахманисты» ездили за ним из города в город.... Публика часто до глубокой ночи сторожила его у подъезда, не давая ему выйти, а из большой чёрной наёмной кареты, увозившей обычно Рахманинова домой, администратору приходилось иной раз «вытаскивать» забившихся в неё фанатичных поклонниц" (из воспоминаний Мариэтты Шагинян).

Жизнь его матери текла в другом темпе далеко от Москвы и с жизнью знаменитого сына пересекалась редко. Она переживала свои новые несчастья.

Спустя три года после смерти её матери, в тридцать шесть лет покончил жизнь самоубийством её старший сын Володя. Примерно в это же время младший сын Аркадий уехал к месту службы, и она осталась в Новгороде одна, не считая двоюродной сестры Марии Александровны Литвиновой и пары подруг.

Дом Бахтина

В 1912 году Любовь Петровна продала материнский дом (его содержание и ремонт требовали слишком больших расходов) и переехала на съёмную квартиру. Точнее, в небольшую комнату в доме местного чиновника Бахтина. Её подруга описывала эту комнату в своём дневнике так:

"Комнатка мала, да сыра. Кровать, да шкап, стол, да три стула. Из-под пола разит сыростью. Оконце-то в комнате махонькое".

Новгородские краеведы нашли дочерей владельца дома, которые жили с Любовью Петровной под одной крышей. В то время они были девочками. Вот что они рассказывали о ней спустя шестьдесят лет:

"Она производила впечатление человека сухого и неприветливого, хотя с нами, детьми, она обращалась очень хорошо. Наблюдая за нами, за нашей игрой на фортепиано, Любовь Петровна определила у нас способности и дала нам обеим рекомендательные письма в Московскую и Петербургскую консерватории. Сама она к инструменту не подходила никогда, – и нам, к сожалению, услышать ее игры не удалось. ... В основном жила мать известного композитора очень замкнуто, не допускала к своему духовному миру людей случайных. Она получала от Сергея Васильевича письма, открытки и иногда читала их нам. Сына называла «Серёженька», интересовалась его творчеством и его концертами, много с нами об этом говорила. Была очень скромна, избегала ярких и светлых красок в одежде, предпочитала блузки, и обнаружила чрезвычайно неприхотливый вкус к еде.

Любовь Петровна была щепетильна до болезненности и очень чистоплотна. ....Она открывала дверь, держась за ручку подолом платья. Рахманинова была мала ростом, причёску носила гладкую, длинные косы, уже с проседью, укладывала в валик. ... Временами она очень страдала от болей, которые переносила мужественно. ...По всему её облику чувствовалось, что она несчастлива. Прошлое было настолько болезненно, что она старалась о нем не вспоминать, Временами нам казалось, что она прячет в душе трагедию".

На столе в её комнате стояла фотография знаменитого сына.

Младший сын

Но, по-видимому, не Сергей, а Аркадий более всего занимал ей мысли. Его жизнь сложилась далеко не так блестяще, как у старшего брата. Мы не знаем всех её обстоятельств, кроме того, что после военного училища он попал в не самое удачное место службы - в Туркестан, и карьеры себе не сделал. Любовь Петровна пыталась всячески поддержать его.

В том же дневнике навещавшей её подруги за 1914 год мы читаем:

15 февраля, суббота. "Люба, оказывается, перстенёчек маменькин заложила, а денег Аркадию послала.
 6 августа, среда. "На Преображение Господне службу стояли с Рахманиновой. У нее радость нечаянная. Сергей 25 рублей прислал. Так она вместо того, чтобы что из одёжи прикупить, тотчас же их Аркадию сослала...
 8 сентября, пятница. "Сергей прислал ей 30 рублей. Оставила себе 5 рублей, а остальные велела послать Аркадию...»

Нет сомнений, что Аркадий в это же время получал помощь и от старшего брата, Рахманинов всегда принимал участие в его судьбе и до конца своих дней ежемесячно посылал ему деньги.

В этой же комнатке Любовь Петровна встретила Октябрьскую революцию.

Вид дореволюционного Новгорода.
Вид дореволюционного Новгорода.

1917

Ситуация в России накалилась до предела ещё за несколько месяцев до революции. Летом 1917 года Рахманинов понял, что Ивановка - его любимое место на земле, в обустройство которой он вложил все свои заработки, для него потеряна навеки. Он был готов примириться с этой потерей, но как жить дальше, не знал. "Всё окружающее на меня действует так, что я работать не могу". Он решил уехать на время. Многие в России надеялись, что "всё это скоро закончится".

Но в октябре всё стало ясно, и в самом конце 1917 года Рахманинов срочно, по гастрольному контракту, налегке, оставив всё, что заработал за свою жизнь "гражданам" (его любимое выражение) уехал с семьей в Скандинавию, откуда позже перебрался в США. Постепенно за границей оказались родители его жены и её сестра, Александр Зилоти с семьёй и многие другие люди из ближайшего окружения Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов. Фото 1918 года.
Сергей Васильевич Рахманинов. Фото 1918 года.

Любовь Петровна осталась в Новгороде. На первый взгляд это выглядит странно, но на самом деле было бы ещё более странно, если бы пожилая (68 лет) и очень больная женщина бросила бы в неизвестности своего младшего сына (кстати, бывшего офицера царской армии) и в разгар мировой войны пустилась бы в одиночестве через океан в Америку. Не забудем, что предварительно ей пришлось бы к тому же оббить немало порогов, чтобы получить разрешение на выезд. И это не считая проблемы денег. Сам Рахманинов уехал, имея в портмоне 500 рублей, взятых в долг, потому что банки не работали.

Мы не знаем, обсуждался ли этот вопрос вообще: её письма к сыну не сохранились. По крайней мере в архиве Рахманинова, хранящегося в Библиотеке Конгресса США, нет ни одного. Точно так же и его письма к ней, которые она берегла и читала девочкам Бахтиным, бесследно пропали в Советской России.

Начиная с 1918 года Сергей Рахманинов и его мать оказались в разных мирах. Он каторжным трудом и трезвым расчётом довольно быстро занял место лидера мировой концертной сцены, отдал все долги и заработал на дом на берегу Гудзона.

Любовь Петровна в это же самое время переживала события другого порядка.

Комиссар Базанов

Шла гражданская война, и из матери знаменитого музыканта и уважаемой вдовы потомственного дворянина Любовь Петровна превратилась в мать предателя-белоэмигранта и "вредный классовый элемент".

Она сочинила трогательно-наивную легенду, чтобы как-то оправдать для окружающих бегство сына: якобы, "он отправился в эмиграцию из-за того, что очень боялся призыва в армию. Убьют – это не страшно. ...А если искалечат руки?» (из воспоминаний Т.Н. и С.Н. Бахтиных).

Убийства и грабежи в Новгороде стали нормой жизни. "Тут все спокойно, понемногу расстреливаем буржуев, забираем на работу", - писал в 1919 году один из бойцов революции. В сотни раз выросли цены и наступил голод. Для Любови Петровны ситуация обострилась и потому, что банковские переводы из Америки, как и посылки, были невозможны.

Новгородские экскурсоводы приводят рассказ одного из местных жителей, свидетеля тех лет:

«Однажды Любовь Петровна и её ближайшая подруга Елизавета Григорьевна Любарская старушка сидели в кухне, сушили на плите гнилые свекольные очистки. Подсушив, тушили или варили их в кастрюльке. Неожиданно вошёл неизвестный им человек в кожаной куртке, очень строгий и сердитый, резко сказал: – Что едите? Пирожные печёте?! – А вы попробуйте, – ответила Любовь Петровна. Тот сунул очистки в рот – и сразу стало видно, что он ищет, куда бы выплюнуть это. Оказалось, что это был губпродкомиссар (кажется, по фамилии Базанов).
На имя новгородских властей пришло письмо от Максима Горького: мол, в Новгороде в тяжёлых условиях живёт мать Сергея Рахманинова и нельзя ли помочь ей. Комиссар, надо полагать, не поверил письму и захотел всё выяснить сам.… После этого визита он решительно переменил своё отношение к Любови Петровне и действительно старался облегчить её жизнь".

Это звучит как местная городская легенда. Но в исторических документах действительно упоминается новгородский губпродкомиссар Базанов, и, судя по описаниям, он действительно был "строгий и сердитый", однако справедливый. Он честно боролся с бюрократическими перегибами со стороны Наркомпрода и Чрезкомзагсена. Возможно, и про Максима Горького, который, кстати, был большим ценителем музыки Рахманинова, тоже правда, хотя проверить это трудно.

Конец истории

В двадцатые годы Любовь Петровна переехала из этой сырой комнаты в отдельную квартиру (и даже с роялем), а затем ещё дважды меняла свои адреса в Новгороде. Рахманинов ежемесячно посылал деньги ей и её двоюродной сестре Марии Александровне Литвиновой, которая по его просьбе присматривала за Любовью Петровной в последние годы её жизни.

"Милая мама, очень меня беспокоит твоё здоровье, и я прошу по-прежнему Марию Александровну писать мне как можно чаще о том, как ты себя чувствуешь. ...От всей души желаю тебе всякого благополучия и шлю тебе от всех нас приветы сердечные, обнимаю тебя и целую.
Твой С.Р."

Дочери Рахманинова, внучки Любовь Петровны Ирина и Татьяна тоже писали бабушке.

-5

Вот одно из писем от Ирины, в котором та поздравляет её с новым 1929 годом:

Дорогая моя милая Бабушка Люба, Поздравляю Тебя с наступающим Новым Годом и крепко, крепко целую. Таня получила Твоё письмо к ней и очень Тебя благодарит. Как твоё здоровье сейчас? Папа с мамой благополучно доехали до N.Y.(Нью-Йорка) – качало их только ½ дня, а остальная часть путешествия прошла великолепно. Папины концерты там начнутся в январе.
До 5-го декабря папа концертировал этот год по Европе, и с большим успехом. Я была на 3-х всего – в Берлине, Дрездене и Париже и должна сказать откровенно, что такого феноменального успеха ещё никогда не видела и не слышала. Прямо рёв стоял какой-то.
Софинька моя здорова и становится совсем большой и умной девочкой. Очень мила и забавна… Горячо любящая Тебя внучка Ирина».

Умерла Любовь Петровна в сентябре1929 года в восьмидесятилетнем возрасте. Рядом с ней была Мария Александровна Литвинова. Она сразу же сообщила об этом Рахманинову. В ответ он написал: "Мне известно, что у вас есть письмо матери ко мне. Если оно не переслано ещё в Нью-Йорк, пришлите его по парижскому адресу". Неизвестно, сохранилось ли это письмо.

Для тех, кто захочет прочитать историю жизни Любови Петровны Рахманиновой с самого начала: 👉1 часть и 👉2 часть.

О судьбе трёх братьев Сергея Рахманинова 👉здесь

О детях, внуках и правнуках Рахманинова, а также о его жизни и творчестве можно почитать в 👉этой подборке.

Хотел ли Рахманинов вернуться в Россию из эмиграции - 👉 здесь