Поговорили с магистранткой программы «Журналистика Данных» (с 2022 является треком программы «Современная журналистика») Майей Гусевой об учебных проектах, актуальности программы для гуманитариев, личной мотивации и перспективах.
— Кому будет проще освоиться в Data журналистике: человеку с гуманитарным образованием или техническим?
Я вижу много разных примеров. Всё зависит от того, какую цель перед собой ставит человек. Если он заинтересован в журналистике данных, то он может прийти с совершенно любого профиля. Я пришла с гуманитарным профилем - моё первое образование историческое, и есть опыт работы в классической журналистике. Я поняла, что мне хочется расширять свой горизонт знаний и умений. Соединение технических навыков с журналистским профилем даёт уникальную квалификацию, такие специалисты востребованы сегодня.
— Насколько программа сложна, и возможно ли её совмещать с работой?
Скорее всего совмещать с работой, которая от звонка до звонка пять дней в неделю, магистерскую программу практически невозможно. Ты для себя выбираешь: учишься ли ты для того, чтобы получить диплом, или для знаний. Второе малосовместимо с плотным рабочим графиком. Особенно если ты приходишь в дата журналистику без бэкграунда программиста, на освоение навыков нужно время. Я для себя приняла решение уйти с работы во фриланс, до этого работала на РБК. До сих пор в таком формате существую и мне в нём мне вполне комфортно.
— Какие проекты за первый год вы делали? Что лично тебе больше всего запомнилось?
Первый месяц обучения у меня завершился тем, что Вышка предложила поучаствовать в хакатоне в Екатеринбурге. Я выиграла грант на поездку туда. Это был мой первый опыт создания серьезного проекта в data журналистике. Поездка задала мне определенный стандарт, как должен выглядеть качественный материал, к чему стоит стремиться, какие навыки нужно развивать. Познакомилась с очень интересными людьми и поняла вектор своего обучения. Важно, какие у тебя собственные желания – в магистратуре преподаватели всегда открыты к дополнительному взаимодействию с тобой.
Материал был о туристических местах Южного Урала: мы собирали большой датасет из комментариев в социальных сетях о том, куда едут южно-уральцы, какие места для отдыха они предпочитают. И на основании этого медиаследа мы делали инфографику. Это была проба пера для меня. Руководили проектом Андрей Дорожный, Алексей Смагин, Катя Бонч-Осмоловская. Проект был отличной возможностью познакомиться с такими знаковыми людьми в data-журналистике. Для меня это как раз задало тон, к чему мне самой стоит стремиться.
— Почему ты для себя выбрала «Журналистику данных»?
Я пришла в data журналистику через интерес к расследовательской журналистике. Мне всегда нравилось читать такие материалы, а большая часть из них основана на работе с данными. Мне кажется, что data журналистика – это будущее журналистики. Те, кто выбирают этот профиль, будут востребованы следующие десятилетия точно