Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

Виктор Суханов, "Аватара" - советская приключенческая фантастика плюс забавная история про чай и кофе

Моя научная деятельность превратилась во что-то здорово смахивающее на подвиги Джеймса Бонда. Неужели нельзя просто заниматься чистой наукой? И никого не убивать.
Виктор Суханов, “Аватара”
*******************************

Привет, ХорошиеГромкие читатели! Цените новую книгу:

Виктор Суханов был советский журналист и писатель. Из его творчества мне встретилась пока только "Аватара", и она неплоха. Своеобразна, но неплоха.

Книга заявлена как фантастический роман, на самом деле это коктейль: приключения в духе Жюля Верна с примесью Бондианы, написанные в формате туристического путеводителя как будто под редакцией Ивана Ефремова.

Действие происходит в 1980-е годы, главный герой французский биолог Виктóр попадает на работу в секретную лабораторию и выясняет, что её владелец, один из богатейших людей в мире, создал эту лабораторию не просто так, а для борьбы с мировым злом. Причём борется он отнюдь не научными методами. Вся книга - это погони, перестрелки, международный шпионаж, секретные пересечения границ, подземные аэродромы, ключи от сейфов и т. п., и т. д.

Сначала всё крутится вокруг климатического оружия, с помощью которого можно вызывать засуху в определённых странах или регионах. Сотрудники лаборатории должны найти и взорвать суперкомпьютер, с помощью которого управляется эта климатическая базука. Потом в руки учёных попадают видеозаписи с секретной встречи, где злодеи договариваются о создании и применении климатического оружия, и задача героев эти записи доставить на международную конференцию, чтобы сделать их достоянием общественности. А под конец Виктóр ещё и попадает на симпозиум по СПИДу, и целая глава посвящена тому, откуда взялся СПИД, и как теперь с ним бороться.

-2

Книга мне понравилась, поэтому прежде всего скажу о достоинствах. Роман очень остросюжетный. Злодеи злодейские, герои героические, женщины красавицы, техника, разработанная в секретной лаборатории, фантастическая. Действие не стоит на месте ни секунды, всё происходит живо и с размахом. Сцена взрыва суперкомпьютера особенно автору удалась.

Немного портит впечатление стиль. Герои много ездят по Европе, Азии и Африке, и всякий раз вдобавок к сюжету Суханов толкает ещё и научно-популярную лекцию о месте, где происходят события: к главе о Египте прилагается справка о том, что общего у египетских мумий и горной смолы мумиё; герой приехал в Индию - вот вам лекция о Шиве и Ганеше; в Японию - об императорах и сёгунах. Временами чувство, будто читаешь не художественную книгу, а путеводитель или, того хуже, учебник.

Сильно чувствуется влияние Ефремова. В середине книги есть большая вставка на несколько десятков страниц, не связанная с основным сюжетом, - дневники одного из персонажей из путешествий по Индии и Непалу, когда он случайно обнаружил два затерянных в горах государства, которых нет ни на одной карте, и которые тщательно охраняют тайну самого факта своего существования. Когда-то эти страны были одним народом, в результате природной катастрофы оказались разделены, после чего одна часть пошла вперёд к светлому будущему по пути прогресса, цивилизации и демократии, а вторая регрессировала до глухой диктатуры.

Разрази меня гром, если это не привет “Часу Быка”.

На примере вымышленных стран Суханов учит, как хороша демократическая система мироустройства, когда руководство страны выбирается на конкурентной основе и каждые несколько лет сменяется, и как плохо, когда к власти приходит диктатор, который узурпирует власть на многие годы, уничтожает политических противников и душит народ.

Ещё из интересного: в книге нет ни одного русского персонажа, разве что давно почившая в бозе бабушка главного героя. В отличие, например, от крайне идеологических фантастов отца и сына Абрамовых, всё, что автор позволил себе в смысле именно советской пропаганды, - это когда герои обсуждают борьбу с мировым злом, они единогласно считают, что руководить борьбой должны социалистические страны.

Кстати о социалистических странах. Во время написания книги, наверное, никто не заметил, а сейчас очень бросается в глаза, как изолированно жили советские люди: когда какой-нибудь персонаж ел на завтрак круассан или летел самолётом Люфтганзы, автору нужно было давать пояснения, что круассан - это булочка в форме полумесяца, а Люфтганза - авиакомпания ФРГ. Потому что никто из его советских читателей ни разу в жизни круассанов не ел и Люфтганзой не летал.

А почему книга называется "Аватара"? Цените эпиграф:

-3

Иначе говоря, “Аватара” роман про то, как человек (хозяин лаборатории, с которой всё началось), наделённый не божественными, конечно, но однозначно сверхчеловеческими деньгами и возможностями, стремится спасти мир и восстановить закон и добродетель.

В общем, отличная книга для любителей приключений.

А бонусом цените красивую историю про чай и кофе:

-4

Забавный анекдот, правда? Кажется, что в нём есть глубокий философский смысл. Хотя, может, это всего лишь расширенная версия поговорки "кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт". Которая, впрочем, тоже глубже, чем кажется на первый взгляд.

Как и сама “Аватара”. Приключенческий роман, который на самом деле о противостоянии добра и зла, о судьбе мира и пути человечества.

****************************************
****************************************

Ещё из советской фантастики:

Александр Беляев, “Последний человек из Атлантиды”

Александр и Сергей Абрамовы, “Хождение за три мира”

Иван Ефремов, “Туманность Андромеды”