Найти в Дзене
Евгения Сорокина

Какие бывают роли и стратегии развития товарных категорий?

Оглавление

Продолжаем изучать тему категорийного менеджмента и сегодня разберем какие бывают категории и как разработать стратегию их развития.

Управление ассортиментом
Управление ассортиментом

Оглавление:

  1. Какие бывают категории?
  2. Как сделать анализ категории?
  3. Стратегии и тактики развития товарных категорий

Какие бывают категории?

Роль категории, которую ритейлер определяет и назначает каждой товарной категории исходя из своих целей на рынке, — один из базовых инструментов категорийного менеджмента. Выделяют пять основных ролей.

Целевая (Destination). По этой категории потребитель выбирает магазин. Это ключевое отличие от конкурентов и то, чем магазин в первую очередь привлекает целевого потребителя.

Основная (Routine). Данная категория (или категории) являются очень важными для покупателя, и включают ассортимент, который он ожидает приобрести в вашем магазине, например, молочная продукция, бакалея, овощи-фрукты.

Удобная (Convenience). Категория, предлагающая ассортимент, который потребитель может купить в магазине дополнительно к основным покупкам без посещения другого ритейлера. Это товары, которые покупатель не планировал приобретать в этом магазине (возможно, вообще не думал об их покупке, либо собирался ехать за ними в специализированный магазин), но встретил в торговом зале и решил купить.

Сезонная (Seasonal). Предлагает широкий ассортимент сезонных товаров. Например, для подготовки к Новому году магазины с октября по январь предлагают огромный ассортимент новогодних игрушек, елок. А перед майскими праздниками вы не пройдете мимо товаров для шашлыка.

Компетенция / уникальная (Competence). Предназначена для узкоспециализированной группы покупателей и служит для поддержания имиджа, и узнаваемости магазина, его отличительной особенности от конкурентов. В уникальной категории должны быть представлены такие товары как, например, элитный коньяк, чай, морепродукты, свежее мясо или выпечка собственного производства.

Как сделать анализ категории?

Для детального анализа необходимо изучить информацию о:

  1. Покупателе и потребительской корзине: Кто покупает?, Почему покупает?, Что покупает вовремя визита?, Когда покупает?, С чем покупает?, Как покупает?
  2. Рынке: проанализировать данные потребительской панели (в России такие данные предоставляют такие аналитические платформы как GFK, Ромир). Необходимо изучить отчеты по проникновению (пенетрация), частоте покупки, среднему объему покупки, % второй покупки, поняв какой процент покупателей категории покупают ее в магазине, какой процент покупателей покупают категорию в другом месте и сколько они там тратят?
  3. Ритейлере: данные о продажах магазина (сети), включая размер категории и динамику.
  4. Поставщиках: какие есть возможности и риски?

Стратегии и тактики развития товарных категорий

После проведения анализа, выбирается стратегия развития товарной категории: увеличение трафика или среднего чека, генерация прибыли, защита позиций, поддержание имиджа.

Стратегии развития товарных категорий
Стратегии развития товарных категорий

Следующий шаг — формирование плана тактических действий в области ассортимента, цен, промо, мерчандайзинга и/или цепочек поставок (4P).

Разберем на примере категории "Удобная", стратегия которой будет повышение прибыльности:

  • Ассортимент — самые основные SKU (артикулы), best sellers (самые популярные товары у потребителей)
  • Цена — выше средней, так как покупка товаров данной категории у вас в магазине экономит время потребителю, ему удобно купить все в одном месте.
  • Промо — как правило, не проводится
  • Место (выкладка) — дополнительные дисплеи в основной категории, торцевые выкладки, размещение в прикассовой зоне.

Как мы видим, выделение категории в отдельную бизнес-единицу позволяет скорректировать ее под нужды конкретного, специфичного потребителя и, уже исходя из этих условий, определить четкие индивидуальные KPI и спланировать их динамику полностью в соответствии с ролью этой категории и выбранной стратегией.

#бизнесконсалтинг #категорийныйменеджмент #успешныепродажи #обучение #предпринимательскаядеятельность #предпринимательсво #малыйисреднийбизнес #малыйбизнес