Робин Гуд – одна из самых популярных в кинематографе персон. По количеству экранизаций он делит пьедестал почета с Шерлоком Холмсом и «Тремя мушкетерами», оставив далеко позади Гамлета и Ромео с Джульеттой. Я сам видел, наверное, больше десятка разных фильмов и сериалов о нем, включая два отечественных шедевра, а именно «Стрелы Робин Гуда» и «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». Непременно со временем напишу о них отдельный пост, поскольку они мной очень любимы.
Отдельно следует заметить, что и играли этого славного разбойника далеко не последние в кинематографе люди – Кевин Костнер, Шон Коннери и Джордж Мартин.
Но лично для меня особняком от остальных стоит сериал «Робин из Шервуда», который в середине 80-х сняли англичане.
Его создатели не стали, подобно остальным, снимать историю про обедневшего аристократа, воюющего за свое место под солнцем, или делать из этого драму человека, которого бьет злодейка-судьба, вынуждая уйти в леса. Они подвели под это дело мистическую основу, причем на редкость сбалансированную, и сделали упор на создание атмосферы. Средневековая стилизованная музыка, натурные съемки в лесах и замках, аутентичные наряды, грязь и вонь той эпохи – все шло в ход, и результат получился блестящий.
Отдельно следует отметить, что сценарий для этого сериала писал Леонард Карпентер, далеко не последний человек в английской фантастике, но увы, не слишком известный нашему читателю. В 90-х в России вышло несколько его романов о Конане-киммерийце, вот, пожалуй, и все. Кстати – по одному из них сняли фильм «Конан-разрушитель», тот, что с Шварценеггером. А при этом автор он очень интересный.
Вот так Робин Гуд в его интерпретации (в данном случае не как принято«Хороший Робин», а именно Робин «Hood», Робин в капюшоне) стал избранником древнего бога британских лесов Хорна, прикольного дедульки с оленьими рогами на башке. Еще он получил «Альбион» - один из семи древних магических мечей, после чего, вдохновленный и вооруженный, стал восстанавливать старые добрые порядки старой же доброй Англии.
Карпентер очень талантливый человек, он умудрился связать канонические предания о Робине с мистическими мотивами, причем сделал это невероятно умело. Та же серебряная стрела, которая всегда фигурирует в легендах, стала магическим талисманом, плюс некоторые канонические персонажи классических легенд обрели новое звучание, став, например, колдунами.
Сохранилось и ближайшее окружение Робина – девица Мэрион, монах Тук, Уилл Скайлет, Маленький Джон – все они есть в этом сериале. Добавился, правда, один новый персонаж – харизматичный сарацин по имени Назир, мастер боя с двумя мечами за спиной, неразговорчивый и очень надежный. Некогда он даже был ассасином, пока его душу не захватил в плен злобный колдун из замка де Белем.
Сам по себе, увы, сериал вышел небольшим. Первый сезон составил шесть серий, второй – семь, причем в конце второго сезона Робин Гуд, которого играл Майкл Прайор, был убит. Но – ненадолго, в третьем сезоне, составившем 13 серий, его заменил новый избранник рогатого Хорна, утвердивший идею о том, что «Робин в капюшоне» — это не конкретный человек, а вполне себе назначаемая должность. В данном случае он предстал в исполнении Джейсона Коннери, сына небезызвестного Шона.
Как не парадоксально это звучит, но зрители в СССР увидели это сериал почти сразу после его показа в Великобритании. Всего через каких-то два года после выхода первого сезона (два года – это почти ничего в тогдашней ситуации, можете поверить) нам показали целых три серии из него! То ли звезды сошлись, то ли еще чего – это мне неизвестно. Да и неважно сейчас, отчего так вышло. Главное – показали.
А как звучали названия серий! «Робин Гуд и колдун»! «Ведьма из Элсдона»!
Мы ничего такого до этого не видели, лично я чуть ли не рычал от восторга, не отрывая взгляд от экрана.
В общем - мальчишеские сердца были завоеваны сразу и без остатка, в Робин Гуда играли все, с руганью распределяя роли. Туком не хотел быть никто, а Назиром – все. Рыжие девчонки, еще вчера бывшие «рыжими-бесстыжими», благосклонно соглашались становиться Мэрион. Да там еще удачно совпало, что на дворе каникулы стояли, дело было летом.
Изготавливались луки и стрелы, крутились палки, изображая шесты и мечи.
То, что мы увидели всего полсезона, нам было невдомек, мы и слова-то такого, применительно к телевидению, не знали. Раз три серии – значит три. Значит, больше нету. Мы были не балованные.
Оставшиеся серии нам довелось увидеть еще через два года, когда ТВ устроило дни ВВС в СССР. Там много разного показывали – Лондонский симфонический оркестр, фильмы про Уэльс и Шотландию, еще что-то. А! Еще диво-дивное – рекламу! В том числе и шоколадок «Китикэт», о которых мы до того понятия не имели. Как, впрочем, и о телевизионной рекламе тоже. После ролика с Богом и Сатаной долго еще в нашей школе из всех углов звучало могучее «Зааааткнись!».
Ну и – «Робина из Шервуда». Повторили первые серии, и до кучи показали еще несколько, аж до середины второго сезона. Из возраста уличных игр я уже вышел, но посмотрел их с невероятным удовольствием, признав, что у нас так не умеют снимать.
А целиком я увидел это сериал уже в 90-х, где-то в их середине. Каналов к тому времени стало больше и какой-то показал его от начала до конца, с гибелью первого Робина, и всем, что было после нее.
По моему глубокому убеждению, это и по сей день лучший сериал о легендарном разбойнике, особенно первый сезон. Да, сейчас он выглядит, немного устаревшим, таким, знаете ли, провинциальным, но при этом он – настоящий, не глянцево-генно-модифицированный. В него веришь. Новые сериалы – они для зрелища, а этот – для души.
Фотографии взяты из открытых источников.