Несмотря на то, что Япония — островное государство, вплоть до XX века она не могла похвастаться сравнимыми с Европой морскими традициями, боями или великолепными кораблями.
Из-за буддистской идеи о том, что море — это хаос, японская знать даже морскую рыбу не употребляла в пищу, предпочитая пресноводного карпа. Однако даже в таких условиях море влияло на жизнь людей. Прибрежные самурайские кланы промышляли контрабандой и пиратством, а крестьяне занимались рыбным промыслом для выживания.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Период Сэнгоку, хотя и был кровавым, подарил людям множество возможностей. И, пожалуй, одним из самых выдающихся людей этого времени стал Ода Нобунага, прозвище которого «Большой дурак из Овари» недаром сменилось на «Демон повелитель Шестого неба».
Очевидно, что такие прозвища он получал не от большой любви соседей. И если первое — пренебрежительное, то второе отражает всю ту ненависть, которую стали испытывать к Оде на его пути к успеху. Именно ненависть объединила клан Мори — одних из лучших мореходов Японии, а также сектантов Икко-икки, которые были враждебны к центральной власти и власти разных даймё — местных князей.
Неповиновение Икко-икки вылилось в затяжной конфликт с Одой Нобунаги, который желал объединить враждующие японские провинции под своей властью, а религиозная подоплёка движения сделала храмы Этидзэн и Исияма Хонган-дзи важнейшими центрами — как с идеологической, так и с военной точки зрения.
И если с уничтожением храма Этидзэн у «Демона» серьёзных проблем не возникло, то
Исияма Хонган-дзи, из-за своего расположения в дельте рек на множестве островов, оставался твёрдым орешком. Обычная осада не приносила успеха, поскольку клан Мори организовал доставку провианта и подкреплений с помощью своих кораблей.
В ответ на это Ода организовал морскую блокаду, что привело к первому сражению в 1576 году при Кизугавагути. С обеих сторон сражались корабли одних и тех же типов. Основу составляли «атака-бунэ»: довольно крупные корабли, напоминающие большой ящик с бойницами для аркебуз и арбалетов. Основным их движителем были весла, но при наличии ветра поднимался парус, который в бою не использовался. Экипаж состоял из 80 гребцов, иногда расчёта для 2-3 пушек, 30 стрелков и 60 пехотинцев. Разумеется, состав экипажа мог меняться произвольно.
Вместе с «атака-бунэ» использовались «секи-бунэ», которые были точно такими же плавучими ящиками, но поменьше, зато отличались большей скоростью и манёвренностью. Картину дополняли совсем небольшие боевые корабли, называемые «кобая». Они представляли собой большую лодку с надстройкой, основной боевой мощью которой выступали десяток-полтора стрелков.
Это сражение выиграл клан Мори за счёт большего опыта морских боев. Поэтому Ода, который всегда нестандартно мыслил, дал в руки своему флотоводцу суперкорабли «о-атака-буне», которые уже через два года вступят в бой.
Описания гласят, что они были увеличенными в размерах атака-бунэ. Однако качественно отличались тем, что вооружались европейскими пушками, которые Ода старался использовать повсеместно (равно как и европейские аркебузы), а жизненно важные части были, по-видимому, бронированы металлом. Так, на пути к Кидзугавагути на эскадру из шести о-атака-бунэ напали местные пираты, которые быстро убедились в их огневой мощи и после нескольких залпов просто разбежались. Эта же огневая мощь европейских орудий не позволила прорваться кораблям снабжения Мори к осажденному храму, который впоследствии был полностью уничтожен.
Но даже для крупных кораблей море полно опасностей. В пылу боя обнаружился яркий недостаток о-атака-бунэ — склонность к переворачиванию, и именно поэтому один из суперкораблей затонул. Он перевернулся во время абордажа, когда на одном из бортов завязался тяжёлый рукопашный бой с самураями Мори.
Как бы то ни было, битва была выиграна. Всего шесть суперкораблей смогли частично уничтожить и обратить в бегство большой #флот противника, который до этого считался одним из сильнейших на японских островах. А Ода Нобунага в очередной раз доказал, что его нестандартные решения приносят успех.
Однако самурай должен постоянно помнить, что он может умереть в любой момент. И если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Именно такой момент настал для Оды Нобунаги в 1582 году, когда он был предан своим вассалом, Акэти Мицухидэ, и окружён со своей свитой в храме Хонно-дзи в Киото. Как истинный самурай в безвыходной ситуации, он совершил сэпукку, а его тело так и не было найдено после пожара, полностью уничтожившего храм. Однако триумф Акэти был недолгим. Он не учёл, что в политике, как и в море, всегда найдется хищник покрупнее. Именно им и оказался наш следующий герой — Тоётоми Хидэёси.
Хидэёси оказался достойным преемником «Демона-повелителя» и за короткий срок сумел полностью объединить Японию под своей властью. Останавливаться на этом он был не намерен, и следующей его целью стала Корея. Поскольку эта страна была отделена значительным водным пространством, нужен был большой флот. К счастью для Хидэёси, в наследство от Оды Нобунаги ему достались и корабли, и адмирал Куки Ёситака, который в короткий срок организовал строительство большого флота вторжения. По разным данным, к началу кампании Хидэёси располагал флотом численностью около двух тысяч кораблей. Сложно сказать, какое количество атака-бунэ и о-атака-бунэ в них входило. Но среди них выделялся один корабль, который вошёл в историю под названием «Нихон-мару»
Это был поистине плавучий замок, главной задачей которого стала демонстрация величия кампаку (крестьянское происхождение Хидэёси не позволяло ему принять титул сёгуна, поэтому он довольствовался титулом регента-наместника). По данным историков, башня «Нихон-мару» состояла из трёх комнат, каждая площадью 18 татами. Богатый декор из парчовой ткани внезапно оказался неплохой дополнительной защитой от горящих стрел, которые в ней застревали, и экипаж успевал сбрасывать их в воду. Стены надстройки, как и положено стенам замка, покрывала извёстка, а крыша была выгнута в традиционном восточном стиле.
Однако даже такой гигант не позволил японцам одержать верх в морских боях против корейских кобуксонов и пхаконсонов. Дело в том, что японцы предпочитали абордажную тактику в морских сражениях, а корейцы в лице Ли Сунсина — эксперта в переговорах с агрессивными самураями, предпочитали мощную артиллерию.
Безусловно, «Нихон-мару» и другие японские #корабли тоже обладали артиллерией и стрелками, однако первая была куда более низкого качества, в вторых было гораздо меньше. Поэтому японские адмиралы неизменно стремились сойтись, теряя людей и корабли еще на подходе к корейцам. Не стал исключением и «Нихон-мару», который получил тяжёлые повреждения от кобуксона, однако из-за своих размеров остался на плаву, и плотники смогли в короткое время заделать брешь шириной в шесть футов.
«Нихон-мару» пережил неудачную для Страны восходящего солнца войну, был отремонтирован, но не прославился больше ничем. Долгое #время он просто гнил, поддерживаемый силами десятков и сотен плотников, пока в середине XIX века просто не развалился на куски. Однако резная голова дракона, которая украшала его нос, сохранилась вплоть до 1945 года, сгорев во время бомбардировок Токио.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: wo.ws/zen_p0darok