Найти в Дзене

Игра в долгую: тарифный компромисс на железной дороге практически не достижим

Единый для всех тариф может негативно сказать на экономике самих грузоотправителей, считает эксперт

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Система железнодорожных грузовых тарифов в России сталкивается сейчас с краткосрочными и долгосрочными проблемами. Остро стоит вопрос о том, как сделать ее одновременно и гибкой, и стабильной, и предсказуемой, заявил кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ), эксперт НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов.

История вопроса:

Ранее СМИ сообщали, что реформа системы железнодорожных грузовых тарифов отложена. Таким образом, новую версию основного тарифного документа РЖД – прейскуранта № 10-01 – доработают с учетом санкций и других экономических изменений.

– В тех условиях, в которых сейчас находится экономика России мы наблюдаем и, вероятно, будем продолжать наблюдать в ближайшее время изменение структуры грузопотоков. Это изменение повлечет за собой корректировку некоторых аспектов себестоимости железнодорожных перевозок и системы грузовых тарифов, – отметил Фарид Хусаинов.

Эксперт отметил, что показатели работы железнодорожного транспорта испытывают сильное влияние со стороны макроэкономических показателей. В частности, динамика погрузки и грузооборота железных дорог довольно сильно коррелирует с динамикой ВВП и промышленного производства.

По словам Фарида Хусаинова, уже по итогам первого полугодия 2022 года погрузка на железной дороге снизилась на 2,8% год к году. Причем экспортные перевозки и вовсе упали на 11,3%.

– В помесячной динамике погрузки видно, что темпы спада погрузки увеличиваются от месяца к месяцу. В марте показатель упал на 2,4%, в апреле – уже на 5%, в мае – на 5,6%, в июне – на 6,5%. За 6 месяцев текущего года по большинству важнейших грузов погрузка к аналогичному периоду прошлого года снизилась, – подчеркнул Хусаинов.

При этом погрузка на экспорт, как выше уже было сказано, упала сильнее, чем погрузка в целом, добавил эксперт. Таким образом, отрасль сейчас оказался в сложной ситуации: с одной стороны снижение погрузки приведет к снижению доходов, с другой стороны – повышение тарифов ударит по грузоотправителям. В марте ряд экспертов и представителей РЖД предполагали, что хоть погрузка и снизится, зато из-за роста средней дальности можно ожидать, тем не менее, роста доходов, однако, уже в апреле оптимистические прогнозы сменились пессимистическими, рассказал Фарид Хусаинов.

При этом, напомнил эксперт, с 1 июня тарифы на грузовые перевозки и на порожний пробег грузовых вагонов увеличились на 11% к тому уровню, который действовал с 1 января 2022 года, а к уровню тарифов 2021 года рост тарифов составил плюс 18,6%.

– Таким образом, сегодня перед тарифной системой, а точнее, перед теми, кто ее регулирует, стоят две проблемы. Повышать тариф нельзя, т.к. этот «патрон» уже использован и дальнейшее повышение негативно отразится на экономике предприятий-грузоотправителей, которые и без того находятся в сложной ситуации. Но снижение погрузки может привести к дефициту средств монополии, которая и без того в последние два-три года активно повышала тарифы и отвыкла от необходимости снижать издержки, – добавил Хусаинов.

На краткосрочные проблемы тарифной системы одновременно накладывается и ряд долгосрочных проблем, решение которых обсуждалось в последние пять лет, но, в силу разных причин было либо не реализовано, либо отменено вскоре после ввода в действие под давлением монополии, добавил эксперт.

– Грузоотправители, как правило, хотят долгосрочных и предсказуемых если не тарифов, то хотя бы правил игры, но монополист меняет рынок под себя, – отметил эксперт НИУ ВШЭ.

В этой ситуации остро встает вопрос, как сделать систему тарифов одновременно и гибкой, и стабильной, и предсказуемой.

– Возможен ли в этой ситуации компромисс? Ответ на этот вопрос и должен был дать новый прейскурант № 10-01. К сожалению, в нынешней турбулентной обстановке на решение этой проблемы надеяться не приходится, – считает эксперт.

Также, по его словам, другая важная проблема тарифов заключается в том, что у отправителей, отгружающих грузы разных тарифных классов очень разное отношение к системе их дифференциации.

– Отправители дорогих грузов платят «за себя и за того парня», и им это не всегда нравится. Эта проблема сложная и, судя по всему, вообще не имеет однозначно правильного и справедливого решения, потому что одинаковый для всех тариф может иметь гораздо более худшие последствия для экономики и для самих же грузоотправителей, чем дифференцированный, даже тогда, когда такая дифференциация кажется им несправедливой, – резюмировал Хусаинов.

Тем не менее, обсуждение компромиссного варианта так же должно стать одним из важнейших элементов фундамента нового прейскуранта № 10-01.

Напомним, в мае 2022 года повышение грузовых тарифов «Российских железных дорог» на 11% одобрила Федеральная антимонопольная служба. Также был отменен пониженный коэффициент на перевозку угля на три месяца. LR

#РЖД #тарифнаяполитика #НИУВШЭ