Найти тему

«С пятёрочками и магнитами деремся» — как живут магазины в глубинке

Оглавление

Розничные сети расширяются в регионы, но сельская торговля находит силы продолжать работать и имеет своего покупателя. Мы поговорили с предпринимателями и сотрудниками райпо о том, что помогает вести бизнес в непростых условиях.

Объединяются или работают в составе сельпо и райпо

Сельпо, райпо, горпо — это сельские, районные и городские потребительские общества, которые входят в состав Центрального союза потребительских обществ РФ. Центросоюз помогает селам сохранить инфраструктуру, а для этого координирует работу предпринимателей, которые держат аптеки, магазины или оказывают услуги.

В составе Центросоюза более 1,3 млн пайщиков из 2 300 сообществ, и для них выходит еженедельная газета «Российская кооперация», которая рассказывает о жизни на местах. Например, по данным газеты, вот что входит в Ковернинское райпо Нижегородской области:

  • 52 торговых предприятия;
  • 2 аптеки и 2 аптечных пункта;
  • 13 специализированных магазинов, из них 4 продовольственных;
  • 39 магазинов самообслуживания;
  • 7 торговых предприятий с частичным самообслуживанием и 4 прилавочных магазина;
  • Ресторан «Братина», бар «Пещера» и магазин-кафе «Отличный вкус».

Потребительская кооперация — это, порой, единственный источник жизненно важных товаров и услуг в местечках с населением менее 500 человек.

Виталий
Системный администратор, Тогучинское райпоУ нас около 30 торговых точек. В основном это сёла, где население максимум тысяча-полторы. Бывает и по 100, и по 30 человек в деревне. Поэтому иногда не каждый день магазин работает или работает неполный день.

Магазины закупают товар по-разному. Это зависит от того, как далеко находится более или менее крупный населенный пункт. Например, в Сепычевском сельпо есть деревни всего на 7-10 хозяйств, в некоторые местечки поставщикам ездить просто невыгодно.

Зульфия
Директор магазина, пос. КонстантиновкаПоставщик привозит товар на централизованный склад, потому что развозить поставщику по нашим точкам — это вообще нереально. Есть такие точки, в которые только можно проехать на тракторе. Поэтому выгружают на складе. А потом уже возим по магазинам, и там уже продавцы проводят приемку.

Учитывают пожелания покупателей и особенно пекутся о качестве

Перед закупкой товара владелец магазинчика считает товарные остатки или смотрит эти данные в учетной системе (если она есть). Но это еще не всё. Многие записывают в тетрадку пожелания односельчан. Скажем, соседка попросила привезти пару тазов, учительница заказала канцтовары, а зоотехнику нужен корм для перепелов.

Закупаться едут на базу или на оптовый рынок, а на это время в магазине стараются оставлять помощника. Так что поставщики у сельских магазинов тоже есть, особенно это касается алкоголя, ведь это не тот продукт, который можно купить на рынке, а затем перепродать в своей точке.

Внимательно следить за качеством товаров — еще одна фишка мелких магазинов. Потому что продавец, как правило, живет в одном поселке со своими покупателями, кто-то его учил в школе, лечил или ходил с ним в ясли.

Наталья
ИП, г. НовошахтинскТовар должен быть на пике вкусовых качеств. Чем свежее конфеты, тем лучше, независимо от срока годности. В первые три недели они будут более вкусными. То же самое с колбасами, у них срок годности месяц, но в первую неделю она самая ароматная. Поэтому мне нужно смотреть движение колбасы. Вот сегодня идет «Докторская», значит мне надо завтра ее у поставщиков больше заказать. А на следующей неделе будет хорошо идти «Любительская». Почему так происходит? Видимо действует реклама на людей. И обязательно у нас есть товары премиум-класса: чай, кофе, конфеты…

Следят за техникой и налаживают интернет

Собственник сельского магазина часто сам себе товаровед, бухгалтер или даже технический специалист. Потому что на много километров вокруг может не оказаться ни одного технического специалиста.

Зульфия
Директор магазина, пос. КонстантиновкаМы живем в глубинке, у нас нет специалиста, за ПО отвечаю я. Если техническая проблема, то в район увозим кассу. Бывало, увозили в Киров, в сервисный центр. Это когда батареи у касс вздулись, и они не смогли обновиться.

Чуть легче магазинам, которые относятся к рай- или сельпо, потому что в таких объединениях есть свои айтишники или сисадмины. Они и помогают настроить интернет. Он необходим для продаж крепкого спиртного и маркированных товаров, например, сигарет. Поэтому в селах стараются сделать так, чтобы связь была хоть какая-то. Пусть она сбоит, но рано или поздно все равно заработает, и можно будет возобновить продажи.

Виталий
Системный аналитик, Тогучинское райпоИнтернет не везде достаточный, я пытаюсь его сделать. В одном селе не было вообще никакого инета, сейчас стоит, и мы начали там торговать спиртным. Часто акцизная марка не пикается сканером, но сейчас таких проблем поменьше. Правда, сейчас маркировка мельче, и еще бывает повреждение марки при перевозке. В таких случаях по инструкции действуем, можно марку ввести вручную, там же часть кода есть. Если уж совсем никак, то можно ее вернуть поставщику. Мы при приемке сразу проверяем марки, есть возможность сразу отдать, сформировав акт.

Внимательны к маркировке и алкогольной отчетности

Большинство продуктовых магазинов продает алкоголь, эта продукция составляет значительную часть выручки.

Виталий
Системный аналитик, Тогучинское райпоПрибыль у безалкогольных магазинов меньше. Это логично, алкоголь и сигареты дают гораздо больше оборота, хоть табак сейчас и урезали (речь об МРЦ).

Для реализации крепкого нужна лицензия, а за нарушения магазин может ее лишиться. Это ощутимый удар по выручке, поэтому к работе с ЕГАИС и алкодекларациям относятся очень внимательно.

Наталья
Председатель совета Сепычевского сельпоКритична потеря лицензии. Машина приходит, каждую бутылку пропикиваем. Товароведы заносят данные в сервис. Бывает, что не можем принять алкоголь. Например, свет отключают, сидим ждем, если нам принять прямо в этот день надо. Самое важное — делать как положено, оприходовать вовремя и как надо.

На вопрос о том, доводилось ли получать штрафы, не все наши собеседники могли похвастаться отсутствием нарушений.

Виталий
Системный аналитик, Тогучинское райпоАлкоголь и сигареты привозим далеко не во все магазины. Потому что в селах всё очень близко находится: садик, школа, по закону мы не можем рядом такими товарами торговать. С сигаретами еще сложнее, там дистанция до магазина 100 метров должна быть, мы однажды подпадали под это нарушение, штраф дают. Еще были предупреждения. Приходило письмо от ЕГАИС, что такого-то числа был продан продукт в неположенное время. Я теперь установил ограничение времени продажи на кассе, продавцы теперь не смогут нарушить.

Большинство предпринимателей все же с облегчением рассказывали, что штрафов удавалось избежать. Например, когда по недоразумению продавец пробил товар ниже МРЦ: получилось 130 рублей, а не 230.

Зульфия
Директор магазина, пос. КонстантиновкаПо закону мы имели право работать в автономном режиме. Но сейчас у нас маркированный товар, появилась необходимость подключиться к ОФД, и подключились. В основном штрафы бывают из-за чего: несвоевременно продали или в запрещенные дни, а мы это соблюдаем. «Левого» товара нет, потому что поставщики проверенные. Ниже МРЦ продали случайно. Обратились в лицензионный отдел, написали объяснительную. На первый раз нас простили.

Открывают новые точки и даже покупают франшизы

Сельские магазины ощущают, как расширяются сети федеральных ретейлеров. Например, компания Х5 Group в 2020 году имела 17 707 торговых точек, в 2021 году уже 19 121, а по данным на март 2022 года точек стало 19 479. В это число входят магазины «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель». Есть и другой розничный гигант — «Магнит», у него 21 564 магазина по всей стране.

Мелкие магазинчики понимают, что не могут конкурировать с гигантами по цене — обороты не те. Своего покупателя они находят там, куда сети еще не проникли. Поэтому новые торговые точки все-таки появляются, несмотря на все сложности. Потому что покупатель есть.

Евгений
ООО «Алма», г. СыктывкарДесять лет назад даже работников надо было меньше. Не было ЕГАИС, не было «Меркурия» и такого контроля. Для небольшого предприятия это сложно. С пятерочками и магнитами «деремся».

Если в населенном пункте сразу несколько магазинов, начинается серьезная конкуренция и «среди своих».

Татьяна
Супруга ИП, г. ГромадскБизнес был у родителей, потом перешел к нам. У нас в поселке некуда расти, а магазинчиков несколько. Конкуренция жесткая: с одной и другой стороны чужие магазины стоят. Вот мы и попытались поменять прилавочный тип торговли на самообслуживание. Для этого взяли франшизу у METRO и теперь мы называемся «Фасоль». У нас продукты, саморезы, гвозди, моющие средства. Покупателям надо всё, у нас тут пенсионеры, военные, бюджетные организации, у людей есть дачи и свои дома, поэтому и хозтовары завозим.