Когда в Париже в 1925 году открывали Международную выставку декоративного искусства и промышленности (Expostition Internationale des Arts Decoratrifs et Industriels Modernes), никому и в голову не могло прийти, что ее название даст имя новому стилевому направлению в искусстве –
Ар Деко (фр. Art deco сокращенно от Art decoratif).
Стиль, впрочем, начал зарождаться гораздо раньше, с 1910х, а выставка, скорее, подвела некий промежуточный итог того, что уже сделано, и наметила направление, в котором предстояло двигаться дальше.
Благодаря знаменитому модельеру Полю Пуаре, Ар Деко складывался как стиль в моде: уже в 1908 году он провозгласил стиль «новой женщины», освободив ее от корсета.
Далее под влиянием «Русских сезонов» Дягилева, где художники широко использовали ориентальные и русские мотивы в декорациях и костюмах, Пуаре создает новые, доселе невиданные одежды – конические платья, знаменитые «гаремные шаровары», платья с рисунком минаретов, тюрбаны.
Впрочем, первая волна египтомании накрыла Европу еще столетие назад, это было время наполеоновских походов, когда император, ни в чем себе не отказывая, привозил на родину тонны награбленного, теперь же, век спустя, причиной увлечения египетской темой стала необыкновенная находка – обнаружили гробницу Тутанхамона.
Получив возможность ознакомиться с образцами древнеегипетского искусства, европейская публика немедленно захотела видеть в своем окружении что-то подобное – так египетская тема стала необычайно популярной в дизайне и моде.
Этот стиль заимствовал из египетского искусства плоскостность и декоративность, а в сочетании с доступными в новом веке изысканными тканями – панбархатом, парчой, шифоном, батистом – создавался новый, особый, ни на что не похожий декоративный стиль.
Листайте:
Предпочтение отдавалось тканям со сложным фактурным рисунком, ажурным, украшенным вышивкой и аппликациями, большим количеством бисера и стекляруса.
Среди головных уборов в это время популярностью пользовались шляпки клош, или «колокольчики», а еще каскетки, распространение которых связывали с увлечением многих дам водить открытую машину, а каскетки удачно закрывали всю голову и уши, популярны были и маленькие чалмы или косынки.
Шляпки украшались перьями, брошами и шляпными булавками, вместо них часто носили и налобные бандо, тоже щедро декорированные перьями и стразами – в общем, дама частенько напоминала диковинную райскую птичку.
Но не стоит считать, что Ар Деко лишь собирал с миру по нитке готовые детали – впитав и «первооткрытия» живописи и архитектуры кубизм и конструктивизм, Ар Деко не мог не откликнуться на геометризацию декора, так явственно проявившуюся в пряжках туфель и сумок, а главное - в рисунках самих тканей.
Обратите внимание на образцы тканей, нарисованных собственноручно художницей Соней Делоне (между прочим, Сара Эльевна Штерн из Одессы), которая не только сама придумывала образцы рисунков для ткани, но и запустила их производство, и открыла собственное ателье в Париже и магазин тканей в Мадриде.
Модели одежды Сони Делоне, листайте:
А вот модель Веры Мухиной, знаменитого скульптора, мастера крупных форм, которая тоже пробовала себя в моделировании одежды:
Листайте:
Искусствоведы считают Ар Деко последним значительным стилем в искусстве, затронувшим самые разные его направления и продолжающим оказывать ощутимое влияние и на тренды сегодняшнего дня, по мнению многих, он до сих пор подпитывает современную моду.
Как заметил Фрэнсис Скотт-Фитцджеральд,
Ар Деко был сформирован всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне, когда пружина, сжатая так сильно, наконец разжалась, приведя к совершенно неожиданным результатам: вся прежняя мода раз и навсегда была отринута.
Это произошло и потому, что рухнул весь прежний мир: невозможно было сравнивать жизнь до начала Первой мировой и после ее окончания, когда перестали существовать четыре империи, были уничтожены миллионы людей, лежали в руинах города.
Укоротив волосы и юбки, женщины заявили о себе во весь голос, и уже некому было противоречить им, пытаясь доказать их несостоятельность: нужно было занимать рабочие места не вернувшихся с войны мужчин, и до корсетов ли тут было?
Было как-то замечено, что в скудные времена в моду входят короткие юбки, потому что на них тратится меньше ткани, - так и возникшие в двадцатые годы прошлого века маленькие платья откликнулись на примету времени, но желание украшать себя женщины еще не утратили – отсюда бисер и стеклярус, пайетки и перья, вся эта броская копеечная роскошь, так любимая стилем Ар Деко.
Можно было бы рассказать и об Ар Деко в архитектуре, помянув всем известное здание Библиотеки имени Ленина или станцию метро Маяковская, вспомнить, что стиль нашел отражение в скульптуре и живописи, даже в дизайне автомобилей того времени, но я, пожалуй, закончу на этом, ибо
моей целью было показать трофеи с нескольких выставок, проходивших в последнее время в Москве, а, чтобы не ограничиваться только картинками, рассказать немного о том стиле, которому эти выставки были посвящены – моему любимому, неисчерпаемому Ар Деко.
Видеоматериалы с выставок на тему Ар Деко смотрите здесь: