В первые годы правления Иван IV едва ли заслуживал свое грозное прозвище. Царь проводил преобразования. Были приняты решения о мерах борьбы за нравственность русского человека.
Стоглавый Собор 1551 года с участием высоких духовных сановников и самого царя принял сборник решений, позже названный по числу глав Стоглавом. Немалое внимание, помимо вопросов землевладения, церковного права и порядка проведения обрядов, было уделено способам улучшения морального облика священнослужителей и паствы. Вопросы об этом задавал и царь Иван.
Священники «чинят продажу великую» священными вещами, ученики пренебрегают обучением грамоте, в монастырях бражничают и живут неправильно, народ волхвует (увлекается язычеством), в церквях ведет себя непристойно.
И до чего дошло грехопадение — взрослые мужчины бреют порой головы и бороды, одежду иноверцев носят и не походят на христиан. «Как Бог терпит наше бесстрашие?» — вопрошал царь.
Стоглав стал сводом выработанных веками правил и понятий, утвердил необходимость борьбы со всякими бесчинствами и конкретизировал их определения. Постановил собор настоятелям и игуменам строго наблюдать, чтобы «церковный порядок и монастырское строение» ни в чем не нарушались бы, а согласовывались с правилами святых отцов.
Пьянственное питие и еда
Пьянство объявлялось началом и концом всего злого в нашем мире. Остерегаться хмельного было наказано прежде всего людям церкви — не держать у себя ни водки, ни пива, ни меду, пить можно вино лишь «во славу Божию», но не чтобы напиться! Разрешалось даже «фряжское» (иностранное) вино для богоугодных возлияний.
Надлежало воздерживаться от чрезмерного употребления напитков и еды, дабы не допускать «блевания» от перепития и переедания.
Бородатый вопрос
Внешний облик православного также регламентировался. Несмотря на древние предписания о ношении бороды, встречались на Руси те, кто пренебрегал ими. За такое уподобление себя женщине, как бритье бороды, христианин мог быть даже предан анафеме.
Воспрещалось и одевание в одежду противоположного пола, осуждались одежды иноверцев, нравы и обычаи которых склоняют человека к грешной жизни. Среди прочего, именно бритье латинян (католиков) было одной из серьезных причин разногласий с православием.
Блудные грехи
Брак разрешался для женщин с 12, а для юношей — с 15 лет (причем тут правило было более категоричное, а девочек нередко выдавали замуж и раньше; кстати, другой документ, «Кормчая книга», определял и верхнюю планку брачного возраста для женщин — до 60 лет). Развестись, конечно, было не так просто, лишь по очень серьезным поводам дозволялось, например, измена жены (но не мужа).
Во время исповеди священнику предписывалось, в первую очередь, задавать вопросы, касающиеся интимной жизни (десятки подробных пунктов), и только потом — об убийствах, татьбе (воровстве) и других злодеяниях.
Блудным и порочным признавался даже «смех до слез». Азартные игры, совместное мытье в бане мужчин и женщин (часто встречавшееся в то время), языческие русалии, скоморошество в целом и некоторые другие виды распутного поведения относились к этой же категории. Стоглав также не раз отмечал негативное влияние иноверцев на православных.
Несмотря на царское внимание, такие крупные Собор и Стоглав, ситуация с нравственностью с трудом поддавалась изменениям через обновление сводов правил. Законодательство и светская власть и в последующие десятилетия не раз обращалась к этим проблемам. Грешен человек и полностью отказаться от «бесования и прелести бесовской» никак не может.