Найти тему
Ничего себе история

Барон фон Унгерн - полубог Монголии, реинкарнация Чингисхана.

Оглавление

Психопат-убийца, пробившийся к власти в результате разрухи и хаоса гражданской войны в России, или эксцентричный провидец, который вел безнадежную борьбу как против советского коммунизма, так и против китайского экспансионизма? Кем был барон Роман фон Унгерн-Штернберг, русский военачальник, который недолго правил Монголией 100 лет назад?

Барон Роман фон Унгерн.
Барон Роман фон Унгерн.

Беспокойная молодость.

Фрейхерр, или барон, Роман фон Унгерн-Штернберг  происходил из старинной прибалтийско-немецкой семьи из сегодняшней Эстонии, тогдашней провинции Российской царской империи. Он вырос в Ревеле — нынешнем Таллинне — и в поместье своей семьи на балтийском острове Даго, которое сегодня называется Хийумаа. 

В 16 лет он был отправлен отцом в военно-морскую академию в Санкт-Петербурге, где он учился из рук вон плохо и пренебрегал даже самой элементарной дисциплиной. Родителям даже пришлось забрать его из учебного заведения  на попечение в феврале 1905 г. Но вскоре началась Русско-японская война и Унгерн ушел добровольцем на фронт, правда в боевых действиях ему так и не удалось поучаствовать.

Барон Роман фон Унгерн-Штернберг, ок. 1909 г.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг, ок. 1909 г.

В конце концов, Роман фон Унгерн-Штернберг нашел себе место среди казаков на  отдаленных окраинах  Империи. С 1908 по 1913 год служил офицером  в 1-м Аргунском полку Забайкальского казачьего войска. Именно здесь Унгерн чувствовал себя как дома.

В 1913 году Унгерна отправили в соседнюю Монголию для охраны консульства России в столице Урге, нынешнем Улан-Баторе. И, возможно, это знакомство с буддийской культурой определило всю его последующую жизнь.

Забайкальские казаки около 1910 года.
Забайкальские казаки около 1910 года.

Во время Первой мировой войны Унгерн сражался в различных казачьих частях на западном и южном фронтах против Габсбургской и Османской империй. Между 1914 и 1916 годами он был на фронте в Галиции.Он быстро завоевал репутацию и почти легендарный статус среди солдат за свою храбрость, которая иногда граничила с безумием и смертью.

 «Война была его естественной стихией», — писал позже в своих мемуарах Петр Врангель.

Но и здесь он сумел "отличиться". После  дуэли с товарищем-офицером он впал в немилость у командования. После непродолжительного пребывания в военной тюрьме в декабре 1916 года его перевели на Кавказ. Оттуда он перешел границу в Урмию в районе ирано-османской границы для обучения отрядов обороны из числа местных христиан, подвергшихся нападениям османов и местных курдов. . Так продолжалось до Февральской революции и отречения царя в 1917 году. Затем Унгерн проделал путь из Ирана обратно в Забайкалье, где он и находился, когда в октябре произошел большевистский переворот и началась гражданская война.

Борьба с Советской властью.

Роман фон Унгерн-Штернберг в 1916 или 1917 году.
Роман фон Унгерн-Штернберг в 1916 или 1917 году.

То, что барон вернулся к монгольской границе после низложения царя, не случайно. Ведь во время предыдущих пребываний в тех краях он приобрел глубокое уважение к самобытной культуре казаков Забайкалья, монгольским народам и культурам  Забайкалья и, конечно, самой Монголии. Говорят даже, что он сменил свою лютеранскую веру на смесь апокалиптического мистицизма, анимизма и тибетского ламаизма с его монашеской культурой, которую исповедовало большинство монголов. Это духовная «тяга к Востоку» было  добольна распространена в  дворянской среде того времени. Восточный мистицизм и оккультизм были очень популярны в определенных слоях дворянства в позднецарский период.

Фон Унгерн серьезно верил в свою избранность.
Фон Унгерн серьезно верил в свою избранность.

Осенью 1917 года он примкнул к белому движению, к которому присоединилась большая часть забайкальского казачества, сначала в качестве местного командира в пограничном районе между Забайкальем, Монголией и Китаем, а затем постепенно как самостоятельный военачальник. Существует множество рассказов о крайней жестокости, которую он и его сторонники проявляли не только по отношению к большевикам и гражданам, подозреваемым в симпатиях к большевикам, но и по отношению к членам его собственного окружения, которые по тем или иным причинам впали  в немилость. 

Для Унгерна в этой войне не могло быть милосердия:

«Не может быть никакого сравнения с большевизмом. Либо они, либо мы».

Он воспринял свержение царя в феврале 1917 года и его расстрел в июле 1918 года как результат апокалиптического предсказания и начало последней войны между добром и злом.

«Азия, Восток, молоды, буйны, чисты. Вот где это произойдет. Из областей между русским и китайским хаосом».

Личное обогащение и грабежи для обеспечения себе роскошной жизни совершенно не интересовали Унгерна. Он жил просто, почти аскетично, и больше походил на воина-монаха из рядов средневековых прибалтийско-германских рыцарских орденов. Горячая ненависть Унгерна к красным революционерам, вероятно, имела и личные причины. Одна история, которая циркулировала долгое время, заключалась в том, что его жена и дети были убиты красными. Однако нет никаких доказательств того, что у него когда-либо была семья, кроме короткого брака.

Поход в Монголию.

Окрестности Урги в Монголии в 1913 году.
Окрестности Урги в Монголии в 1913 году.

В начале февраля 1921 года армия Унгерна, насчитывавшая тогда около 1400 человек, после четырехдневной осады захватила монгольскую столицу Ургу. Он изгнал китайский гарнизон и большую часть китайского населения из города и провел в городе поиск настоящих и подозреваемых сторонников большевиков и проникших в них людей. Джебцундамба, монгольский царь-лама, был восстановлен на троне и даровал Унгерну статус полубога, а монгольскому царю титул хана. Это, а также тот факт, что он положил конец китайскому правлению, придали ему мифический статус среди части монгольского населения.Хотя Унгерн никогда не объявлял себя реинкарнацией Чингисхана, некоторые источники говорят, что монголы стали рассматривать его как воплощение бога войны.Однако во время своего правления Унгерн мало вмешивался в повседневное управление страной. Он был военачальником, а не политическим администратором, и яростно не любил бумажную работу. Но к сожалению стоит отметить, что все время его пребывания в Урге также сопровождалось непрерывными кровавыми пытками и казнями неугодных ему людей.

Монгольские верования полностью захватили разум фон Унгерна.
Монгольские верования полностью захватили разум фон Унгерна.

Освобождение страны и восстановление теократической монархии он видел началом своей великой мечты: Всемонгольской империи, которая включала бы, помимо самой Монголии, несколько исторически монгольских областей в Китае и некоторые части Синьцзяна, Сибири и Трансбай. Оттуда он начал кампании по восстановлению империи как в России, так и в Китае.

«Красные хотят классовой борьбы, я отвечаю расовой борьбой, — провозгласил он. - Если мне удастся разбудить Восток, даже если он восстанет против Европы, я смогу восстановить естественный порядок. Основав великую Монголию, я на самом деле не реакционер и не консерватор, как все эти белые генералы, отправившиеся в изгнание. Я освободитель и пророк!».

Конец пути.

Барон Роман фон Унгерн-Штернберг сфотографирован на допросе в Иркутске . 1 или 2 сентября 1921г.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг сфотографирован на допросе в Иркутске . 1 или 2 сентября 1921г.

Однако его правление с джебцундамбой было недолгим. В начале июля 1921 года Урга снова подверглась нападению и была взята, на этот раз монгольскими националистами и сторонниками Советского Союза, получившими активную поддержку от новых советских властей, находившихся по другую сторону границы в Сибири и Забайкалье. Унгерн покинул город с армией из четырех тысяч всадников. На мгновение он подумал о том, чтобы отправиться в долгое путешествие на юг через пустыню Гоби в Лхасу в Тибете — сердце принятой им религии — чтобы предложить свои военные услуги тогдашнему Далай-ламе. Но он решил пойти другим путем, обратно в Забайкалье. В надежде или, по крайней мере, в надежде, что народ восстанет против советской власти при известии о его приходе.

Вышло иначе. Сибирское население устало от войны, и не готово было поддержать мятежного барона. Все больше и больше его солдат и помощников были сыты по горло опасными для жизни перепадами настроения барона и тем самоубийственным походом , в который фон Унгерн их втянул. 

Барон, после вынесения приговора в Новониколаевске (Новосибирск)
Барон, после вынесения приговора в Новониколаевске (Новосибирск)

Егоо предали перебежчики, попавшие в руки большевиков. Вскоре после этого Унгерн был найден и арестован специальным отрядом Красной Армии. 15 сентября 1921 года в возрасте 35 лет Роман фон Унгерн-Штернберг был казнен после шестичасового суда и фотосессии. На своих судей и охранников он производил очень спокойное, смиренное впечатление.

«Мое время пришло… я умру…, — как сообщается, сказал он. - Но мир никогда не видел ужаса и моря крови, подобных тому, что грядет сейчас».

<><><><><><><><><><><><><><><><>

Довольно неоднозначная историческая личность. С одной стороны неординарная фигура, философ и мечтатель, последний романтик белого движения, если так можно сказать. А с другой стороны есть множество исторических свидетельств о необычайно жестоких и изуверских расправах над неугодными ему людьми, совершаемый по его приказанию. И это уже дело каждого человека, как лично ему оценивать деятельность такого человека как барон Ро́берт Ни́колаус Максими́лиан  (Рома́н Фёдоровича) фон У́нгерн-Ште́рнберг.

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.