Есть поразительная легенда, однажды рассказанная Дмитрием Шостаковичем и связанная с Двадцать третьим фортепианным концертом Моцарта.
В последние годы жизни Сталин любил слушать классическую музыку по радио. Так однажды его особенно впечатлил концерт Моцарта в исполнении Марии Юдиной — талантливой, бескомпромиссной и глубоко верующей пианистки, которая была дружна с Шостаковичем. Сталин попросил прислать ему запись концерта. На радио, разумеется, согласились, пообещав сделать это немедленно.
Но тут возникла проблема: концерт звучал в прямом эфире, записи не было. В ту же ночь на студии собрали оркестр и пригласили Марию Юдину. Все были напуганы, ошибались, дирижер не мог унять дрожь в руках — пришлось сменить троих в процессе записи. Самообладания не теряла только Мария Вениаминовна.
Концерт записали и тут же отправили копию генсеку. Сталина ничего не смутило. Напротив, вскоре Юдина получила огромный гонорар — 20 000 рублей.
«Я благодарю вас, Иосиф Виссарионович, за вашу помощь. Я буду молиться за вас днем и ночью и просить Господа простить ваши великие грехи перед людьми и страной. Господь милостив, и Он простит вас. Я отдам деньги церкви, в которую хожу», — таким был ответ пианистки. Последствий это не имело.
Согласно еще одной легенде, когда Сталина обнаружили мертвым, на его патефоне стояла та самая пластинка.