Здравствуйте!
Наконец-то мы возвращаемся к нашему проекту, а то уважаемые подписчики и читатели мне уже напоминать начали. Не беспокойтесь, я пока проект не забросил, и не планирую, а в качестве доказательства представляю вашему вниманию обзор «Искателя» №1 за 1968 год.
Номер посвящен 50-летию советских вооруженных сил, и я ожидал, что его материалы будут крутиться вокруг военной темы, но посвящение оказалось довольно-таки формальным, а центральную часть содержания составили произведения, связанные с армией в лучшем случае опосредованно или вообще никак. Тем не менее номер хороший, и на этой ноте перейдем к содержанию.
1. Юрий Тарский, «ВДВ — быстрота и натиск». Уже по названию этого очерка понятно, что это не художественное произведение, а, скорее, статья из газеты «Красная звезда» и попал очерк в «Искатель» в основном из-за того самого посвящения. Жанр совершенно не свойственный альманаху (хотя кому-то, скорее всего, понравился).
2. Борис Смагин, «Перед ночным ударом». Военно-приключенческий рассказ, каких в советские времена публиковалось великое множество. В целом написано неплохо, как минимум это уже все-таки литература, а не публицистика, и куда больше к месту в «Искателе».
3. В Меньшиков, В Гаевский, «Ставка — жизнь». Окончание приключенческой повести о шпионских играх вокруг секретных проектов всякого рода «вундерваффе» недоброй памяти Третьего Рейха. На самом деле очень яркая и интересная история, в которой авторский вымысел очень удачно сочетается с реальными фактами. Отдельно заинтересовало авторское предположение, что советские агенты способствовали максимальным вложениям Рейха в безумные гигантоманские проекты, вроде сверхпушки и мегатанков в качестве акта саботажа. Понятно, что ничего из этого никогда бы не начало стрелять и ездить, а вот средств и сил туда Рейхом было спущено огромное количество. Немножко натянутой выглядит концовка, хотя, возможно, только на мой привередливый вкус, но в целом — отличная повесть.
3. Станислав Лем, «Проказы короля Балериона». Рассказ классика фантастики из цикла «Путешествия Трурля и Клапауция». Тут мои комментарии практически излишни — сатирическая фантастика от мастера жанра. Однако не могу не отметить, что основная идея рассказа — перемещение сознания из тела в тело посредством обмена удивительным образом совпадает с главным фантдопущением романа Павла Багряка «Пять президентов», в котором, между прочим, одна из валютных единиц носит названием «лем». Интересно, были ли соавторы «Пяти президентов» уже знакомы с рассказом пана Станислава, или просто удачные идеи витают в воздухе и приходят талантливым людям в голову одновременно?
4. Уильям Айриш, «Окно во двор». Самый знаменитый рассказ одного из отцов-основателей жанра «нуар», прославленный благодаря фильму Альфреда Хичкока (впоследствии его экранизировали еще несколько раз). На мой взгляд — один из безусловных шедевров детективного жанра, жаль, что этот писатель сейчас основательно подзабыт. Между прочим, если мне память не изменяет, в «Искателе» это как минимум уже второе (или даже третье?) произведение Айриша (он же - Корнелл Вулрич). Классика жанра — иначе и не назовешь. Как по мне — «гвоздь» номера (при всем моем уважении к Лему).
5. Е. Дорош, «Фрунзе освобождает Крым». Очерк, принадлежащий примерно к той же категории, что и открывающий номер. Забавно, что именно его я помню с детства, хотя читал его не в «Искателе» а в детской иллюстрированной книге посвященной… Василию Блюхеру.
На этом все. Может показаться, что немного, но три ключевых произведения номера довольно объемны и очень интересны. А я пошел читать следующий номер, чтобы не задерживать очередной обзор ) Так что оставайтесь на канале — будет интересно!
#проект все искатели