23 апреля выпустился в свет последний из трёх, задуманных к восстановлению и важных для истории Театра на Юго-Западе спектаклей – «Старые грехи». Одноимённая дипломная работа Валерия Беляковича перекочевала в далеком 1979 со студенческой скамьи режиссёра в его театр. Играли все, кто на тот момент стоял у штурвала «юго-западного» корабля, все будущие звёзды легендарной сцены. В год 45 летия ироничный, светлый спектакль из времён юности театра вернулся на сцену, обрёл новое дыхание. Для себя, для души, для зрителей: «Мы с «Юго-Западом» решили просто собраться и повспоминать: пошалить, погрустить, повеселиться, поразмышлять, позадавать вопросы», – рассказал худрук.
«Театральная композиция по ранним рассказам А.П. Чехова в одном действии» - так обозначен спектакль на афише. Когда-то Олег Леушин, молодой, как Антон Павлович в годы написания своих первых рассказов, сыграл в «Старых грехах» начинающего писателя Антошу Чехонте. Он выходил на сцену между рассказами и делился воспоминаниями, зачитывал отрывки из переписки с друзьями, издателями. Режиссёр признаётся, что это был прекрасный артистический опыт: «Я понял, что можно выходить и говорить один на один со зрителем и при этом держать зал». Для нового спектакля Олег Леушин выбрал другой ход: «Сначала я хотел сделать всё, как было у Валерия Романовича: Чехов как звено, связующее его рассказы. Потом я думал-думал и решил вообще убрать писателя, как персонаж».
Рассказы, весёлые и печальные, мудрые, простые, о людях, о жизни, сохранены в новой версии «Старых грехов» почти все. Им потребовалось особое обрамление, логичная связка. Таким образом, появилась возможность воплощения давней мечты режиссёра Леушина о «живом» хоровом пении на сцене: «Тема «старых грехов» всегда заложена в русских песнях, в русской душе, и через это я хочу связать действие. Хочется показать, как можем владеть голосом. Ведь просто поиграть на сцене – это каждый актёр сможет, а ты попробуй ещё и спеть, да так красиво, чтобы все ахнули! Петь будем вживую».
Все и ахнули. Оказывается, этого прикосновения к чему-то исконному, глубокому, «всегда немного грустному», что льётся вместе с русской песней, нам всегда здорово не хватает. Ярких одеяний, широты звука, простора мысли. Зажатые в уличных тисках города, мы, одержимые «старыми грехами», редко вспоминаем об ощущениях, которые может подарить народная песня или тончайшая чеховская лирика, его колкий юмор. Когда всё это рядом, на одной сцене, то, будто бы разрешается пресловутая загадка русской души. Для каждого своя.
Постановка делалась прицельно: на среднюю возрастную группу труппы. Худрук называет их «золотым фондом» – актёров, которые пропустили через себя «школу Беляковича» и сами стали проводниками его особенной эстетики, хранителями традиций Мастера. Сергей Бородинов, Денис Шалаев, Андрей Санников, Михаил Белякович, Денис Нагретдинов, Леся Шестовская, Карина Дымонт, Антон Багиров,Татьяна Городецкая совершенно по-чеховски, чуть грустно, очень смешно, рассказывают о неизживаемых грехах человечества: жадности, глупости, бездарности, пессимизме, высокомерии, шовинизме, самоуверенности и прочих извечных спутниках людского бытия. К ансамблю присоединился молодой артист Максим Гигенин, обладатель чудесного тенора, солирующий в актёрском хоре.
45 лет минуло с тех пор, как Валерий Романович Белякович собрал вокруг себя друзей, увлечённых театром. Энтузиазм оказался выше всех преград, и странная театральная труппа, состоящая из водителей грузовиков, библиотекарей, строителей, уборщиков создала необычный театр, встряхнувший московскую интеллигенцию, да и весь столичный театральный мир. Основателя сцены уже нет с нами. Новые поколения режиссёров и актёров внимательно следуют его курсом. Этот фарватер, проложенный самим Мастером, хранит на дне «юго-западного» моря тайны его наследия – такого же глубокого, вечного, ослепительного, как само искусство театра. Звёздочки его шедевров снова зажигаются во вселенной Беляковича, как память, как необходимость, как свет маяка.