Найти тему
Путь и текст

Колесо и древнейшие повозки. Где и когда их создали?

Оглавление

На данный момент считается, что древнейшие повозки появились на Ближнем Востоке в середине IV тыс. до н.э. Затем они распространились по всему свету. Изобретение повозки позволило выходцам из Ближнего Востока перейти к полукочевому образу жизни и колонизировать степные районы Евразии. Очень вероятно, что эти первые скотоводы, вышедшие в степи, говорили на индоевропейских языках.
Самым древним изображением колесного транспортного средства в Европе считается символический рисунок повозки на керамическом горшке из городка Броночице на юге Польши. Этот горшок принадлежит культуре воронковидных кубков и датируется серединой IV тыс. до н.э. Археологическая культура воронковидных кубков была создана потомками выходцев из Ближнего Востока.

Горшок из Броночице. Фото википедия.
Горшок из Броночице. Фото википедия.

Вторая по возрасту находка изображения повозки в Европе была сделана в Венгрии в Будакалаше. Здесь были найдены керамические модели повозок баденской археологической культуры. Датировались они второй половиной IV тыс. до н.э. (скорее всего 3500-3300 гг. до н.э.). Создатели баденской культуры также принадлежали к неолитическим земледельцам, чьи предки когда-то принесли основы производящего хозяйства в Европу из Ближнего Востока.

Керамические модели повозок баденской культуры. Справа, символическое изображение упряжки быков. Именно быки приводили в движение подобные транспортные средства. Фото Bondár Mária: Prehistoric wagon models in the Carpathian Basin (3500-1500 BC). Budapest 2012.
Керамические модели повозок баденской культуры. Справа, символическое изображение упряжки быков. Именно быки приводили в движение подобные транспортные средства. Фото Bondár Mária: Prehistoric wagon models in the Carpathian Basin (3500-1500 BC). Budapest 2012.

Но самое древнее колесо от настоящей повозки было найдено под Любляной в Словении. Оно датируется 3200 г. до н.э. Сохранность этого старейшего в мире колеса обеспечили болотистые почвы. Предполагается, что повозка, которой принадлежало колесо, была двухколесной.

Деревянное колесо из Любляны (Словения). Фото википедия.
Деревянное колесо из Любляны (Словения). Фото википедия.

Несмотря на то, что многие древнейшие артефакты связанные с повозками были найдены в Центральной Европе, предполагается, что сама идея колесных транспортных средств родилась на Ближнем Востоке. Связанно это в том числе с более тщательным изучением европейской территории в сравнении с Ближним Востоком.

Также значение имеют лингвистические доказательства. Почти все слова обозначающие "колесо" в индоевропейских языках восходят к праиндоевропейскому корню *kʷel- имеющему значение «вращаться, поворачиваться». При этом праиндоевропейское *kʷekʷlo- «колесо» фонетически близко семитскому названию - galgal, а также шумерскому GIGIR и грузинскому gorgal- «колесо». Такая фонетическая близость могла сложится только при взаимных контактах праиндоевропейского с данными языками. Эти взаимные контакты были возможны только в регионе прародины индоевропейских языков на Ближнем Востоке. Особенно много контактов у пра-и.е. было с семитами, вполне возможно, что само самоназвание "арий" (пра-и.е.*ar-i̯-o) было заимствовано из каких-то семитских языков - от др.-евр. ‏ḥōrim‏ «знатные», «свободнорождённые» (Иллич-Свитыч) или угарит. ′arj «родственник», «товарищ» (Семереньи). При этом в индоевропейских языках сохраняется общность многочисленной лексики связанной с повозками и колесницами - понятия ярма, упряжи, оси и т.д. В то время как в семитских языках эта общность лексики далеко не всегда прослеживается. Поэтому очень вероятно, что повозки впервые появились именно в индоевропейской среде на Ближнем Востоке.

Впоследствии, в III тыс. до н.э. на Ближнем Востоке были с
озданы уже боевые колесницы. Вероятно, это произошло на севере Месопотамии, в контактной зоне, где семитские и шумерские поселенцы взаимодействовали с древнейшими индоевропейцами.

Старейшие изображения повозок на Ближнем Востоке - это шумерские пиктограммы. Датируются они серединой IV тыс до н.э. и происходят из шумерского города Урук.

Глиняная модель повозки с крытым верхом (фургон). Северная Сирия, конец III тыс. до н.э. Фото Allard Pierson Museum Amsterdam.
Глиняная модель повозки с крытым верхом (фургон). Северная Сирия, конец III тыс. до н.э. Фото Allard Pierson Museum Amsterdam.

Известны на Ближнем Востоке и многочисленные глиняные модели колесных транспортных средств. Как правило подобные модели повозок тяготеют к северу Месопотамии - возможным районам прародины индоевропейцев.

Глиняная модель двухколесной повозки из Тепе Гавра и колесо от подобной модели, северный Ирак. Они датируются концом IV тыс. до н.э.
Глиняная модель двухколесной повозки из Тепе Гавра и колесо от подобной модели, северный Ирак. Они датируются концом IV тыс. до н.э.
Модели повозок из Мардина, юго-восток Турции, конец IV тыс. - начало III тыс. до н.э. Фото википедия.
Модели повозок из Мардина, юго-восток Турции, конец IV тыс. - начало III тыс. до н.э. Фото википедия.

Глиняные модели повозок известны также в древнейших земледельческих поселениях на юго-западе нынешней Туркмении (на границе с Ираном). Это находки из городищ Алтын-Депе, Анау и Намазга. Самые ранние осколки моделей повозок датируются здесь концом IV тыс. до н.э.

Модели двухколесных повозок из Алтан-депе, конец IV тыс. до н. э. - начало III тыс до н.э. Фото Л.Б. Кирчо Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе)
Модели двухколесных повозок из Алтан-депе, конец IV тыс. до н. э. - начало III тыс до н.э. Фото Л.Б. Кирчо Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе)
Глиняная модель повозки, запряженная быком, из Алтын-депе, 2400 г. до н.э. Фото Л.Б. Кирчо Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе).
Глиняная модель повозки, запряженная быком, из Алтын-депе, 2400 г. до н.э. Фото Л.Б. Кирчо Древнейший колесный транспорт на юге Средней Азии (новые материалы Алтын-депе).

Читайте также:

Древнейшие боевые колесницы. Как они выглядели?

Повелитель змей. Бог индоевропейцев давший знания шумерам

Наука
7 млн интересуются