На данный момент считается, что древнейшие повозки появились на Ближнем Востоке в середине IV тыс. до н.э. Затем они распространились по всему свету. Изобретение повозки позволило выходцам из Ближнего Востока перейти к полукочевому образу жизни и колонизировать степные районы Евразии. Очень вероятно, что эти первые скотоводы, вышедшие в степи, говорили на индоевропейских языках.
Самым древним изображением колесного транспортного средства в Европе считается символический рисунок повозки на керамическом горшке из городка Броночице на юге Польши. Этот горшок принадлежит культуре воронковидных кубков и датируется серединой IV тыс. до н.э. Археологическая культура воронковидных кубков была создана потомками выходцев из Ближнего Востока.
Вторая по возрасту находка изображения повозки в Европе была сделана в Венгрии в Будакалаше. Здесь были найдены керамические модели повозок баденской археологической культуры. Датировались они второй половиной IV тыс. до н.э. (скорее всего 3500-3300 гг. до н.э.). Создатели баденской культуры также принадлежали к неолитическим земледельцам, чьи предки когда-то принесли основы производящего хозяйства в Европу из Ближнего Востока.
Но самое древнее колесо от настоящей повозки было найдено под Любляной в Словении. Оно датируется 3200 г. до н.э. Сохранность этого старейшего в мире колеса обеспечили болотистые почвы. Предполагается, что повозка, которой принадлежало колесо, была двухколесной.
Несмотря на то, что многие древнейшие артефакты связанные с повозками были найдены в Центральной Европе, предполагается, что сама идея колесных транспортных средств родилась на Ближнем Востоке. Связанно это в том числе с более тщательным изучением европейской территории в сравнении с Ближним Востоком.
Также значение имеют лингвистические доказательства. Почти все слова обозначающие "колесо" в индоевропейских языках восходят к праиндоевропейскому корню *kʷel- имеющему значение «вращаться, поворачиваться». При этом праиндоевропейское *kʷekʷlo- «колесо» фонетически близко семитскому названию - galgal, а также шумерскому GIGIR и грузинскому gorgal- «колесо». Такая фонетическая близость могла сложится только при взаимных контактах праиндоевропейского с данными языками. Эти взаимные контакты были возможны только в регионе прародины индоевропейских языков на Ближнем Востоке. Особенно много контактов у пра-и.е. было с семитами, вполне возможно, что само самоназвание "арий" (пра-и.е.*ar-i̯-o) было заимствовано из каких-то семитских языков - от др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорождённые» (Иллич-Свитыч) или угарит. ′arj «родственник», «товарищ» (Семереньи). При этом в индоевропейских языках сохраняется общность многочисленной лексики связанной с повозками и колесницами - понятия ярма, упряжи, оси и т.д. В то время как в семитских языках эта общность лексики далеко не всегда прослеживается. Поэтому очень вероятно, что повозки впервые появились именно в индоевропейской среде на Ближнем Востоке.
Впоследствии, в III тыс. до н.э. на Ближнем Востоке были созданы уже боевые колесницы. Вероятно, это произошло на севере Месопотамии, в контактной зоне, где семитские и шумерские поселенцы взаимодействовали с древнейшими индоевропейцами.
Старейшие изображения повозок на Ближнем Востоке - это шумерские пиктограммы. Датируются они серединой IV тыс до н.э. и происходят из шумерского города Урук.
Известны на Ближнем Востоке и многочисленные глиняные модели колесных транспортных средств. Как правило подобные модели повозок тяготеют к северу Месопотамии - возможным районам прародины индоевропейцев.
Глиняные модели повозок известны также в древнейших земледельческих поселениях на юго-западе нынешней Туркмении (на границе с Ираном). Это находки из городищ Алтын-Депе, Анау и Намазга. Самые ранние осколки моделей повозок датируются здесь концом IV тыс. до н.э.
Читайте также: