… На аппаратуру сверху положили, крутую металлическую зажигалку и проинструктировали под роспись в журнале.
… Машину не покидать, только по нужде по очереди. Еду будут приносить сюда. В критической ситуации машину покидать только после поджога бикфордова шнура
(подробности далее)
Салам, дорогие мои Шурави, здравствуйте, уважаемые читатели!
Продолжаем публиковать воспоминания Игоря ГИВ из 345 опдп, автора повести «Однажды в Панджшере» и рассказов «Афганская школа. Уроки батальонного связиста», «345-й, Ферганский. Сергей Лукьянов», «345-й, Ферганский. Взвод связи 1 пдб 345 опдп», «Бой на КПП», «Первая операция», «Странная проческа», «Погорельцы», «Наш комбат», «Ургун», «Седьмой Панджшер», «Панджшер 84», «Медсанбат», «ДМБ-85», «Учебка», «Прощай Союз, встречай Афганистан» , «Школа юных десантников» , «Дорога в Гардез» и «Становление офицеров на Афганской земле».
Армейский узел связи
После ранений, полученных в очередной Панджерской операции и лечения в госпитале, я вернулся в свое подразделение. Полностью не восстановился, еще прихрамывал. Пошёл в горы по полной программе только в августе 84 года, был опять Панджшер. Весь период до этого ходил на броне, на КШМ.
Взводный решил убить сразу «двух зайцев». Учитывая, что я хромой в том или ином смысле, посадил меня на броню, одновременно и аккумуляторщиком, и вторым радистом на КШМ. Ранее ездили на броне на КШМ четверо, механик-водитель, старший радист, радист и аккумуляторщик. Он объединил две должности - радиста и аккумуляторщика - и назначил меня. Такая вот оптимизация штатной численности, сказали бы сейчас. В итоге нас стало трое и на броне все было скромнее.
Вот начался второй Ургун, это было с середины октября 84 года с переходом на ноябрь. Я был на броне, на нашей КШМ, совмещал обязанности второго радиста и аккумуляторщика для зарядки АКБ.
Заряженные АКБ отправляли в горы с оказией на вертолетах с сухпаем, нам возвращали назад разряженные. До этого взводный уже практиковал зарядку АКБ в горах с использованием переносной электростанции, но в этот раз почему-то решил все сделать по-старинке.
Грандиозных, запоминающихся событий для меня на втором Ургуне не было. Но одна история, связанная с ЗАС (засекречивающая аппаратура связи), запомнилась. Про нее как раз статья на канале «Ключи ценою в жизнь».
В один из дней операции нашу КШМ передали в распоряжение КП армии. Какие там у их связистов получились проблемы, точно не помню, но они не могли на своей радийки обеспечить уверенную связь начальнику артиллерии армии. В учебке нас обучали пользоваться аппаратурой ЗАС и получил соответствующий допуск. Это был один из видов ЗАС - для голосовой связи, самый распространённый в армии. Были и другие, более специфичные ЗАС, для радиограмм, передаваемых азбукой Морзе.
В учебке, в классах и на машинах блоки ЗАС не стояли. Где хранились, точно сказать не могу, но точно в каких-то больших сейфах или специально оборудованном помещении. ЗАС устанавливали только на период учебных занятий. Приносили всегда в сопровождении офицера, передавали сержанту под расписку и рядом оставался вооружённый часовой, обязательно, это в Союзе. Так было в учебке.
А вот история, как нам поставили ЗАС на КШМ в Афгане.
Армейская связь требовала шифровки, когда нам показали, где разместить нашу машину на КП армии, вокруг стояли машины армейской связи на колёсной базе. В основном на базе ЗИЛ-131. Наша БМД-1КШ выглядела неказистой посередине этого нагромождения техники с большими кунгами.
Понятно, мы развернули антенну «телескоп», ранее не было надобности, работали с «походных» антенн, было достаточно. Запустили свой бензиновый генератор, подключили выносной телефонный аппарат, посредством провода связи на катушке, аппарат их связисты утащили в штабную палатку.
В сопровождении старшего лейтенанта и двух воинов принесли ящик ЗАС и установили нам на штатное место в КШМ. Особенностью было то, что ящик был обязан несколькими тротиловыми шашками с огнепроводным шнуром. На аппаратуру сверху положили, крутую металлическую зажигалку и проинструктировали под роспись в журнале.
Машину не покидать, только по нужде по очереди. Еду будут приносить сюда. В критической ситуации машину покидать только после поджога шнура.
Караулу нас показали, при смене караула, разводящий просил нас выйти по очереди из машины, показывал нас новым постовым.
Вот так мы с Серёгой и прожили сутки. Механика водителя, где-то поселили недалеко в палатке и к машине не подпускали.
Видать неисправность за сутки устранили и нас вернули назад. Естественно сняв ЗАС.
Причём перед нашим отъездом подошёл какой-то генерал и поблагодарил за качественную организацию связи, пожал нам руки. Мы потом сутки не мыли руки, хвалились нашим.
***
Далее информация от Игоря Александрова.
Дорогие Шурави и мои уважаемые читатели, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту.
Если статья вам понравилась, то:
1. Поставьте лайк.
2. Поделитесь статьей с другими социальными сетями.
Для этого надо нажать на стрелочку вверху слева.
Появятся значки Твиттера, Фейсбука, Одноклассников и ВКонтакте.
Тогда Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, больше людей сможет ознакомиться с Афганской темой.
Перечень большинства моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».
Все фотографии взяты из открытых источников и личного архива автора статьи.