Подбить вражеский танк - задача невероятно сложная. Даже уничтожение одной вражеской машины было настоящим подвигом в годы Великой Отечественной войны, что уж говорить об уничтожении нескольких за бой? Но сегодня будет славная история о двух братьях-близнецах, которые в одном бою умудрились подбить сразу 20 немецких танков, но при этом после боя судьба у них сложилась совсем по разному.
Итак, история эта о двух близнецах, Иване и Дмитрии Остапенко. Когда грянула война оба они были призваны в армию, после чего отправлены обучаться на бронебойщиков. Когда обучение завершилось, бойцов определили на службу в Закавказье, тогда еще вполне мирный регион. Там стояли части, потому что был некий риск нападения со стороны Турции. Однако к осени 42-го года этот риск был уже совсем минимальным, а потому части оттуда начали потихонечку переправлять туда, где громыхали бои с немцами. 10-ю гвардейскую стрелковую бригаду, в которой служили Остапенко, передали генералу Константину Коротееву. Со своей частью братья прибыли в Северную Осетию.
Что происходило там в то время, осенью 42-го года? Немцы смогли довольно скрытно и неожиданно для советского командования переправить большую группировку войск в направлении Нальчика для захвата города Орджоникидзе (ныне Владикавказ), с последующим выходом на Грозный, на Баку и на Тбилиси. Удар немцы наносили на участке длиной в 6 километров, на котором имели полное преимущество во всем: по количеству живой силы их было больше в 3 раза, по количеству артиллерии в 11 раз, по минометам в 10 раз, а по танкам они имели вообще абсолютное преимущество, так как на данном участке у РККА ни одной машины вовсе не было, а немцы имели, как обычно, целый танковый кулак.
Без труда прорвав хлипкую оборону 37-й армии, немцы (и части румын) уже 2 ноября 42-го года вышли на Орджоникидзе. И все же 5 ноября их удалось остановить постоянными контратаками, более того, позже обстановка для них сложилась так, что они и сами рисковали оказаться в кольце. В конечном итоге так и произошло, правда, кольцо до конца сомкнуть тогда не удалось, но окружение было почти полным. У немцев был только один путь - коридор у Майрамадага шириной всего 3 километра. Вот в это единственное "спасение" немцы и бросились. Закрывать этот участок поставили ту самую 10-ю гвардейскую стрелковую бригаду, в которой служили братья Остапенко.
7 ноября 42-го года под Майрамадагом 10-я гвардейская стрелковая бригада, не имевшая ни танков, ни артиллерии, приступила к сдерживанию прорывавшихся из окружения немцев. Вперед они, как обычно, выдвинули танки, и вся тяжесть труда по их уничтожению легла на плечи простых бронебойщиков, коими были и братья Остапенко.
Когда до танков противника было метров 100, Дмитрий Остапенко первым же выстрелом угодил по башне передовой машины и пробил ее броню, отчего внутри начал рваться ее боекомплект. Поскольку участок там был очень сложный в плане местности, то подбитая машина на короткое время застопорила остальные, чем и воспользовался Дмитрий. Он бил то по одной, то по другой машине, которые пытались кто развернуться, а кто объехать препятствие. Некоторые выстрелы Остапенко выводили из строя танк, другие не были столь удачными, но впечатление на немцев это произвело сильное - в какой-то момент даже возникла паника. Рядом с бронебойщиком Дмитрием Остапенко работал и пулеметчик по фамилии Портянкин, которых лихо расправлялся с бегущими экипажами подбитых немецких машин, а также с автоматчиками, что шли под прикрытием брони.
На другом конце подготовленных к встрече врага позиций сидел с противотанковым ружьем второй брат, Иван. На его сторону противников выпало меньше, а потому события тут развивались не столь драматично в первое время, хотя и ему довелось пострелять.
Первая атака немцев была отбита, в ней героем был Дмитрий Остапенко, подбивший 8 танков врага. Однако немцы перегруппировались и вскоре пошли на прорыв еще раз - снова впереди танки, за броней пехота. На этой второй фазе боя Дмитрий отличился вновь - ни одна его пуля не прошла мимо вражеской машины. Правда пуль этих было уже немного, и вскоре он полностью исчерпал боезапас. Именно поэтому до его позиций и добрался немецкий "Панзер IV" - пришлось Дмитрию отступать в соседний окоп, брать в руки автомат, и уже в качестве простого пехотинца отражать натиск вражеской атаки. Однако и тут он скрыться от танков не сумел - они начали крыть его осколочно-фугасными снарядами, один из которых разорвался рядом и сильно контузил его.
В это самое время второй брат, Иван, уже отходил с остатками подразделения, потому как здесь удержать врага более не представлялось возможным. На второй линии обороны атакующий противник был остановлен окончательно. К 11 ноября так и не вырвавшиеся немецкие части были полностью окружены и разгромлены. Безвозвратные потери врага составили около 5 тысяч человек, РККА захватила тут более 140 танков и 70 артиллерийских орудий.
Когда позиции, где еще 7 ноября держали оборону советские воины, были освобождены, то выяснилось, что Дмитрий Остапенко подбил в том бою 12 немецких танков, а Иван - 8 танков. Итого 20 машин за 1 день на двоих - это просто изумительный результат!
А вот судьба у братьев дальше сложилась интересно: Ивану присвоили за этот бой орден Ленина, а вот Дмитрия посмертно наградили званием Герой Советского Союза. Однако позже выяснилось, что Дмитрий выжил в том бою, просто угодил в плен, но уже в марте 43-го оказался со своими. И звезду Героя Советского Союза ему, даже несмотря на пленение, дали. Награду свою получил и тот самый пулеметчик Портянкин, если бы он не отстреливал пехоту врага - не смог бы Дмитрий так прицельно вести огонь из ПТРД.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.