С тех пор, как в 14-м веке король Сигизмунд Великий решил поправить демографию своей страны, разрушенной многократными татарскими походами, Польшу по праву величали «еврейским раем». Именно тут на излете средневековья сложилась крупнейшая община евреев в Европе. Именно отсюда они затем разошлись по многочисленным владениям великой державы пороховой эпохи – Речи Посполитой.
Перед Второй мировой в этой сильно урезанной территориями стране все еще проживало многомиллионное еврейское население. Некоторые из польских евреев были современные и ассимилированные люди. Но основная масса жила закрыто и являлась очень религиозной. Что же с этими людьми стало, когда они оказались в СССР?
Нужно сказать, что в Советском Союзе хватало своих евреев. Но после присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии, их стало больше на 1,3 миллиона человек. Эти люди получили возможность приобрести серпасто-молоткастые паспорта и стать гражданами первого в мире социалистического государства.
Надо сказать, многие из них смотрели на приход красных вполне позитивно. Несмотря на репрессии 1930-х годов, дети Сиона из Польши хорошо видели, что их соплеменники из страны советов занимают высокие посты в правительстве и армии, находятся в авангарде науки и искусства, имеют возможность поступать в ВУЗы, после чего перед ними открыта любая карьера.
Тут было дело даже не в том, что кто-то из них боялся Гитлера. Антиеврейские меры в Германии принимались очень постепенно, и в 1939-м году до «окончательного решения» было еще далеко. Просто Польша 1930-х годов сама по себе была таким же фашистским государством. И представителям национальных меньшинств жилось там не очень легко. Это касалось не только евреев, но также украинцев, белорусов и даже литовцев из принадлежащего полякам Виленского края.
Поэтому польское еврейство встречало Красную Армию с большим энтузиазмом. Без преувеличения, их тогда засыпали цветами. Можно вспомнить советского чекиста Нахмана Душанского – это был парень из простой рабочей семьи, который еще до войны был в коммунистической тусовке. За это польские власти дали ему срок, зато советами он был освобожден. Этот человек поступил на службу в НКВД и в составе своей диверсионной группы стал одним из первых, кто вошел в освобожденный от немцев Вильнюс. В дальнейшем именно он осуществлял зачистку литовских «лесных братьев».
Другие евреи бежали в СССР с той территории, которая досталась Германии. Считается, что от немцев успели спастись около 250-ти тысяч человек. Большинство из них проследовали в Китай и Японию (а оттуда – в иные страны) через всю территорию СССР. Но нашлись те, кто захотел остаться в советском государстве. В качестве примера можно вспомнить человека по имени Юдка Робак, прадеда певицы Анжелики Варум. Именно он придумал взять такую фамилию, чтобы отыскать своих близких после войны.
Конечно, со многими евреями Польши поступили в неповторимом сталинском стиле – выслали в Среднюю Азию или того хуже – определили в ГУЛАГ. Нам известно, что именно это случилось с Вольфом Эйдельштейном, отцом политика Владимира Жириновского, которого отправили в Казахстан. Впрочем, это было не в рамках репрессий, а нечто вроде временной военной меры. Это не помешало ему затем свободно вернуться в Польшу, а после – в Израиль.
Кое-кто из польских евреев получил возможность войти в состав армии Андерса – так назывались военные силы Польской республики, сформированные из пленных, ссыльных и просто желающих на территории СССР. В дальнейшем они были переданы в распоряжение англичан и сражались, в том числе, и в Италии. В качестве примера назову композитора Ежи Петерсбургского и певца Станислава Ляндау – автора музыки и первого исполнителя песни «Синий платочек» соответственно.
Некоторые из многочисленной общины польских евреев считали себя больше поляками – как писатели Станислав Лем и Станислав Лец, которые в итоге остались в Польской народной республики. Другие после тяжелых 1940-х годов стали считать себя израильтянами. Они репатриировались на историческую родину и приняли участие в новой, арабо-израильской войне. Примерами являются Абба Ковнер – партизан Второй мировой, который в 1945-м расправлялся в лесу с выкраденными нацистами. А также и Соломон Перель, который ради спасения жизни был вынужден притворяться этническим немцем и в этом качестве угодил в гитлерюгенд.
Надо полагать, что желавших уехать было намного больше. Они не смогли вернуться в свои разрушенные или занятые поляками дома. И к тому же, правительство ПНР в первые послевоенные десятилетия провело политику по выдавливанию своих евреев в Израиль.
#евреи #польша #вторая мировая #история #война