Уже на этапе создания партии Гитлер собрал вокруг себя круг доверенных людей, которые до конца помогали ему осуществлять ужасный геноцид. Видели ли они в нем безумца, с помощью которого они сами обретут власть, или, напротив, позволили соблазнить себя его харизмой? Что заставляло их так преданно держаться за тирана?
Существует множество свидетельств того, что Адольф Гитлер, по крайней мере в начале своей карьеры, производил не самое лучшее впечатление на своих современников. Когда в 1919 году будущий диктатор начал появляться - в том числе в качестве оратора - на мюнхенских собраниях, он вызвал смешанные чувства. Нацистский архитектор Альберт Шпеер и будущий член NSDAP Герман Раушнинг считали его простым "мелким буржуа". Первый из будущих соратников лидера партии также критиковал литературную неуклюжесть первых черновиков "Майн кампф".
"Провинциальные нравы".
Его близкий соратник этого периода, Эрнст Ханфштангль, также не был полностью убежден в Гитлере. Хотя он бесспорно признавал ораторский талант этого человека, он сравнил манеры будущего лидера Третьего рейха с манерами "официанта из привокзального ресторана".
Сервильный и неуверенный, и в то же время часто язвительный.
Вторил ему в оценке Гитлера Герхард Россбах, друг Эрнста Рёма.
Будущий лидер Третьего рейха с трудом пробивался среди образованных и богатых представителей мюнхенской элиты. Однако уже на этом этапе он встретил своих будущих верных соратников. Одним из них был Альфред Розенберг, который впоследствии стал главным идеологом нацизма.
Именно так описывают первую встречу двух лидеров NSDAP Дэвид Кинни и Роберт К. Виттман в своей книге "Дневник дьявола":
Розенберг познакомился с будущим лидером партии однажды в конце 1919 года, когда Гитлер посетил Экарта. Розенберг и Гитлер начали говорить о Древнем Риме, коммунизме и тяжелом положении Германии после военного поражения. "Я бы солгал, если бы сказал, что Гитлер произвел на меня, в то время, большое впечатление и что я сразу же стал его ослепленным поклонником", - писал Розенберг после Второй мировой войны в своей нюрнбергской камере.
Курт Людеке, богатый сторонник нацизма, который поддерживал партию финансово, выразился еще более прямолинейно: Розенберг на самом деле "не был высокого мнения об интеллекте Гитлера".
Это довольно низкое мнение было вскоре забыто. Как и многие другие, Розенберг тоже был соблазнен харизмой Гитлера, слушая его публичные выступления. Лишь на мгновение он был буквально заворожен.
Пряжка упала, и уже после первой четверти часа я был на стороне Адольфа Гитлера.
Писал он позже своему другу.
"Для него было честью иметь меня в качестве соавтора".
Другим верным союзником Гитлера, приобретенным им еще в начале 1920-х годов, был Герман Геринг. Этот печально известный ветеран Первой мировой войны и ас истребительной авиации впервые услышал будущего фюрера в конце 1922 года в мюнхенском кафе "Нойманн". Во время Нюрнбергского процесса он вспоминал этот момент так:
Его убеждения были слово в слово как будто взяты из моей души... Я сказал ему, что я лично, в максимально возможной степени, все, чем я был и обладал, было полностью в его распоряжении (...).
Когда я стал лучше понимать личность фюрера, я пожал ему руку и сказал: "Я вверяю свою судьбу в ваши руки, к лучшему или к худшему... в хорошие и плохие времена, даже если это будет стоить мне жизни".
Джеймс Уайлли, один из биографов командира Люфтваффе, однако, не верит в такое аффектированное признание. В своей камере Геринг говорил в более умеренной манере. Он отметил, что речь Гитлера затронула важные для него темы - ведь в ней, среди прочего, содержалась критика Версальского договора, - поэтому он подумал об "объединении усилий".
Он также сказал:
Гитлер был удостоен чести иметь меня в качестве соратника, потому что я пользовался определенной известностью.
По словам Уайлли, Геринг считал себя равным руководителю Третьего рейха. Об этом свидетельствуют его слова о том, что даже без Гитлера он стал бы государственным деятелем и вел бы победоносную войну. Поэтому его союз с нацистским демагогом был скорее стратегическим. Летчик увидел в этом возможность возродить сильную Германию и свою собственную карьеру. На данном этапе жизни ему нечего было терять. Версальский договор, принявший решение о демилитаризации страны, практически лишил его любимой профессии.
"Это наш кислород!"
Более лояльные отношения связывали фюрера с Генрихом Гиммлером, будущим руководителем нацистской полиции и службы безопасности. Он тесно сотрудничал с будущим лидером Третьего рейха с начала 1920-х годов. Он организовывал его выступления и часто путешествовал с ним.
Это даже вызвало раздражение жены Генриха, которая жаловалась, что ей приходится постоянно следовать за "боссом" (так Гиммлер говорил о Гитлере).
Я предпочитаю участвовать в революции и помогать в борьбе за свободу - это наш кислород, моя дорогая, милая жена ландскнехта.
Восхищение Гиммлера "боссом" было фундаментальным. Он признал его гением еще до того, как они познакомились. Ему было достаточно чтения отрывков из речей Гитлера.
Воистину, он великий человек.
писал он позже, - и, прежде всего, искренний и чистый.
Его речи - феноменальный пример германства и арианства.
Чтения Гиммлером речей Гитлера было достаточно, чтобы утвердить его в качестве гения.
Однако еще в 1920-е годы Гитлеру не удалось заставить Гиммлера прочитать "Майн кампф". Хотя мужчина начал читать первый том сразу после его публикации в июне 1925 года, он довольно быстро прекратил чтение и взялся за него только два года спустя. "Там невероятное количество правды", - отметил он. И тут же добавил:
Первые главы о его молодости имеют некоторые недостатки.
Катрин Гиммлер и Мартин Вильдт, составившие некоторые документы, оставленные соратником Гитлера, добавляют, что это могло быть главной причиной отказа от чтения.....
Следует добавить, что нежелание будущего шефа немецкой полиции изучать тезисы лидера в письменном виде не было чем-то необычным. Нацисты были очарованы Гитлером, но они весьма запоздало ознакомились с "Майн Кампф". Алан Буллок, биограф будущего фюрера, отмечает, что:
Майн Кампф" плохо продавалась даже среди членов партии до ее прорыва в 1930 году (к 1929 году было продано 23 000 экземпляров первого тома и 13 000 второго тома), и многие из тех, кто приобрел ее, сочли ее слишком тяжелым чтением и не дочитали до конца.
Возможно, тот факт, что Гиммлер вернулся к чтению этой книги и даже - через несколько лет - рекомендовал ее своему собственному отцу, свидетельствует о его поистине великой преданности?
"Эти большие голубые глаза!"
Стоит отметить, что влияние вождя на общественность даже в эти ранние годы нельзя недооценивать. Выступая, Гитлер почти гипнотизировал людей и вызывал у них очень эмоциональные реакции. Молодой Бальдур фон Ширах, ставший впоследствии лидером Гитлерюгенда, был настолько вдохновлен услышанным в 1926 году после их первой встречи, что написал панегирик (ораторская речь хвалебного содержания) в честь фюрера. Он даже отправил ее нацистскому лидеру... и получил в ответ фотографию с его личной подписью.
Однако среди нацистских сановников, вероятно, не было человека более преданного Гитлеру, чем Йозеф Геббельс, будущий министр пропаганды. Восхищение, с которым он описывает лидера NSDAP в своих дневниках, порой принимает почти причудливые формы. Под датой 6 ноября 1925 года он делает запись:
Мы пошли посмотреть на Гитлера. Он ужинал. Он тут же вскочил и встал лицом к нам. Он пожал мне руку. Как старый друг. И эти большие голубые глаза! Как звезды. Он был рад меня видеть. Я совершенно счастлив...
Позже он выступал в течение получаса. Остроумие, ирония, юмор, сарказм, искренность, страсть, накал - все это содержится в его речи. У этого человека есть все, что нужно, чтобы стать королем. Великий трибун народа. Будущий диктатор.
Я хочу, чтобы Гитлер стал моим другом.
Отметил он. Он также с нетерпением ждал каждой последующей встречи:
Я так счастлив, что Гитлер приезжает. Я поклоняюсь и люблю его.
Неудивительно, что когда он обнаружил разногласия между собой и своим любимым лидером, это почти разбило ему сердце. Так было, когда Геббельс, имевший социалистические убеждения, начал продвигать идею сотрудничества с Советским Союзом. Гитлер - убежденный Розенбергом в том, что коммунисты практически такие же враги немецкого народа, как и евреи - решительно осудил этот план. Именно так описывают реакцию нацистского пропагандиста Дэвид Кинни и Роберт К. Виттман в своей последней книге под названием "Дневник дьявола":
Геббельс, который очень восхищался нацистским лидером, был потрясен тем, что Гитлер настаивал на взглядах Розенберга. "Кем оказался Гитлер в этом вопросе? Реакционер?"
Написал он в своем дневнике.
Отключите свой разум
Как Геббельс справлялся с внутренним конфликтом между восхищением Гитлером и собственными убеждениями? Ответ на этот вопрос фактически дает ключ к пониманию отношений между диктатором Третьего рейха и его ближайшими соратниками.
Геббельс, который почти стал неверным Томасом (...), отказался от рациональности в пользу слепого повиновения, которого требовал Гитлер. Шпеер сделал то же самое.
Комментирует Михаэль Х. Катер, исследователь социальных отношений в окружении фюрера. Он добавляет: "Оба подавляли разум, чтобы не подвергать опасности тонкие, основанные на харизме отношения между собой и Гитлером".
Соратники Гитлера в большинстве своем были убеждены, что он - единственный шанс реализовать их идеалы.
Катер сопоставляет двух преданных нацистов с теми, кто решил покинуть фюрера из-за различий в мировоззрении. Он отмечает, что такие люди, как Отто Штрассер и Герман Раушнинг, были не только экспертами в своей области, но и хорошо образованными людьми.
Они избегали принимать узы послушания, не основанные на разуме.
Пишет он
Гитлер, однако, не держал таких личностей при себе - он выбирал соратников, от которых мог ожидать абсолютной преданности. Он заслужил это не аргументацией, а харизмой.
Люди приходили слушать Гитлера не столько из-за содержания его речей, которые в основном состояли из клише националистической и правой пропаганды, сколько из-за того, как он их произносил.
Утверждает биограф лидера Алан Баллок.
Ярые нацисты даже говорили:
Нашу программу можно выразить двумя словами: Адольф Гитлер.
На этом я хочу закончить. Стоит отметить, что я не восхваляю убийцу. Эта статья несёт только информативный характер для интересующихся лиц. Всё это история в её чистом виде- виде фактов.
Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях.