Бывает, настоящий подвиг – еще выше и прекраснее, чем его отражение в кино или беллетристике.
Юрий Никулин снялся, вероятно, в самой жесткой сцене «Андрея Рублева» – сцене с пытками. Удельный князь Звенигородский и его союзники-татары внезапно захватили город Владимир, ворвались в Успенский собор, устроили резню, но не нашли сокровищ. Я написал уже отдельную статью о том, кто и зачем в реальности громил Владимир, и в чем Андрей Тарковский разошелся с летописцами.
Теперь я расскажу о мученичестве героя из «Рублева» – и в истории, и в фильме.
Что видим в кадре?
– А-а, больно! Ой, мамочка, больно! Ой! Ой, горю! Вот, беда-то какая… не знаю я, где золото! Не знаю! Наверное, украли все! Наверное, ваши татары украли, у вас ведь вор на воре! Ты бы своих поспрошал, а?
Пройдя по тонкой грани, режиссер скорее намекнул на пытку, чем показал нам ее (не то «Рублев» перешел бы в разряд «фильмы ужасов»).
А князь Звенигородский не побрезговал и подошел поближе. Спросил пытавшего татарина:
– Сказал?
Татарин:
– Еще не говорил правду.
Истязуемый (князю):
– Погоди! Конечно, скажу! Посмотри, как русского православного невинного человека мучают! Иуда! Татарская морда!
Князь:
– Врешь ты, русский я.
Тогда персонаж Юрия Никулина констатирует: князь предал Русь.
И предрекает:
– Вы уйдете, а мы опять все построим!
Ничего не добившись, палачи (там и татарин, и дружинник князя) решили предать упрямца мучительной смерти. Вновь режиссер скорее намекнул на эту казнь, чем показал ее.
Из фильма, грубо говоря, неясно, знал ли истязуемый, где золото. И все-таки Тарковский дает нам «тонкий намек». Ведь в прежней серии мы видим Юрия Никулина, сутулого и суетливого, не очень похожего на героя, в том же соборе и с большой связкой ключей.
То был ключарь, то есть казначей! Не мог он не знать, где сокровища. Но ничего не сказал супостатам.
А как было в истории?
По летописям, ключаря звали Патрикий, и он был из Византии. Греческий священник приехал на Русь вместе с митрополитом Фотием. Так что герой не мог сказать «смотри, как русского человека мучают». Он и по-русски, наверное, говорил еще не очень хорошо: митрополит Фотий и священник попали на Русь лишь за два года до описанных событий.
Среди палачей, скорее всего, тоже не было русских. Хотя в набеге на Владимир участвовало два отряда (татарский, во главе с царевичам Талычем, и нижегородский, во главе с боярином Карамышевым), ограбление Успенского собора летописец приписывает исключительно «безбожным» татарам.
Тарковский ввел в этот эпизод русского князя для того, чтобы добавить драматизма. Реальность же была такая: грек-священник спасал от татар русских жителей Владимира.
Как? Он спасал не золото, а людей?
И людей, и золото!
Было ли побоище в храме?
Какая-то часть горожан действительно заперлась в Успенском соборе – как и в фильме. Но, в отличие от фильма, избиения не последовало. Когда татарам удалось выбить ворота и ворваться внутрь, там было пусто. Ни сокровищ (лишь оклады на иконах), ни людей (лишь священник Патрикий, молящийся у иконы).
Пленники, конечно, тоже ценная добыча, поэтому татары стали спрашивать Патрикия и о сокровищах, и о владимирцах. Когда народ набился в церковь, а теперь никого нет, то очевидно: спрятались в подвал или ушли через подземный ход.
Тогда ключаря начали пытать. Нет, ПЫТАТЬ. Пытки были гораздо более жестокими, чем намекает в «Рублеве» Тарковский. Трудно поверить, что человек вообще мог это выдержать.
Мученичество
Слово – летописцу:
Я опасаюсь современным языком все это пересказывать, ведь «добрый» и «гуманный» Дзен – мою статью забанит. Но вы поняли…
В конце статейки о несчастном ключаре Экземплярский недоуменно замечает: «Неканонизован». Действительно, странно!
Патрикий умер, но остался нем, поэтому захватчики только содрали оклады с икон, но не добрались ни до людей, ни до сокровищ.
Где же Патрикий их спрятал?
Не было никакого подземного хода! Людей и золото священник «вознесе на церковь», то есть укрыл их под церковной кровлей, вероятно, с помощью приставных лестниц.
Тогда почему он сам остался внизу?
Думаю, вот почему. Чтобы татары ни о чем не догадались, надо было где-то спрятать еще сами лестницы. Длинные. Была ли техническая возможность сверху втянуть их под кровлю? Не думаю. Какой-то человек, хорошо знающий собор, должен был спрятать эти лестницы внизу, и этим человеком должен был стать ключарь.
Патрикий остался внизу и обрек себя на мученичество.
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!
#история #фильмы #культура #древняя русь #андрей рублев #тарковский #христианство #владимир #князья #летописи