Оселедец стал настоящим символом Запорожского войска. Длинный чуб прославляли в литературе и в живописи. Например, у Гоголя в «Тарасе Бульбе» про оселедец написано пусть не так уж и много, но после прочтения книги формируется в голове собирательный образ казака: непременно, в красных шароварах, с длинным чубом, с серьгой в ухе.
Серьга – это отдельная история. Про неё тоже можно написать целую статью. Но продолжим все же про чуб.
У Репина на его картине «Казаки пишут письмо турецкому султану» тоже можно увидеть людей с чубами.
Считалось, что такую прическу мог носить только опытный и удалой казак. Чуб был символом отваги, накопленного казаком большого военного опыта, мудрости и так далее. Молодые воины и те, кто трудился в тылу, чубов не носили. Они, как правило, стриглись иначе – «под горшок».
Можно, например, вспомнить кузнеца Вакулу в гоголевской «Ночи перед Рождеством». Честно говоря, не помню, как он описывался автором, но в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (режиссер Александр Роу, 1961 г. выпуска) у кузнеца стрижка «под горшок».
Страшным и позорным наказанием было сбривание чуба. Приговорить к такому казака мог атаман за проступки, которые были позорными для воина.
Можно вспомнить, что на Руси долгое время сурово наказывали за порчу бороды, потому что нельзя было унижать честь и достоинство оппонента, противника, соперника. А борода как раз считалась предметом гордости.
Так и запорожские казаки считали чуб тем, что подчеркивало их определенный статус, наличие былых заслуг. Достоинство тоже туда же прибавляем.
Кстати, на Руси тоже чубы носили. Один из ярких примеров – это князь Святослав Игоревич. Пока только упомяну. Далее еще о нем вспомним.
Таким образом, чуб был вещью популярной и подчеркивающей статус казака на Запорожье.
Но откуда это всё взялось? Версии есть разные.
Переняли
Есть предположение, что казаки переняли моду у степняков: скифов, сарматов, готов, половцев, печенегов. Все они носили чубы и вислые усы. Особое внимание нужно уделить первым двум племенам, потому как их потомками хотели считать себя многие. Даже поляки.
В целом же не стоит, наверное, сейчас сочинять какую-то серьезную теорию. Дескать, запорожские казаки считали себя правопреемниками скифов и хотели быть на них во всем похожими.
Всё, вероятно, проще. Скорее всего, казаки просто подсмотрели, как бреют голову степняки, и стали за ними повторять. Впрочем, я предполагаю, что подражание не было слепым.
Ведь куда проще и лучше было в степях бриться наголо. Но этого не делали.
Выше обещала вернуться к Святославу Игоревичу. Князь тоже, обривая голову, оставлял чуб. Считается, что Святослав тоже перенял традицию у степняков. И тоже хотел показать свою связь со скифами. Но чего-то однозначного по этому поводу сказать нельзя. Факт в том, что князь носил чуб. Об этом писал византиец Лев Диакон. Он был историком и записывал, как проходили переговоры русских дружинников с императором Иоанном Цимисхием.
Вера и суеверия
Интересная версия про Господа и архистратига Михаила, то есть про архангела Михаила, который считается покровителем военных.
Типичный запорожский казак считал: если он падет в бою, то прилетит архангел Михаил, ухватит воина за чуб и перенесет сразу в Рай, несмотря на все казацкие грехи.
То есть запорожцы верили, что всё им простится, если они будут отважно сражаться за правое дело и отращивать чубы.
Поэтому-то те волосы, которые оставались на голове, зачесывали в левую сторону – к левому плечу, на котором у человека обитает бес. Таким образом, казаки волосами попирали дьявола. Интересно.
Известно об еще одном поверье: дескать, голову налысо брить нельзя было – весь ум уйдет. Поэтому казаки нашли такой вот компромиссный вариант. Они оставляли оселедец.
Гигиена
Еще одна вполне разумная версия. Казаки жили в полях, часто ходили в походы. Нужно было как-то следить за гигиеной. Постоянно мыть голову? Не вариант. Не всегда была такая возможность. Да и тратить время…
Поэтому казаки большую часть волос сбривали, оставляя чуб.
Здесь, правда, возникает вопрос: а с молодыми как? Им же нужно было стричься «под горшок». Об их гигиене не заботились?
Стрижка «под горшок» подразумевает, что часть головы обривается. Что с остальным? У меня нет ответа на этот вопрос.