Ни для кого не секрет, что главной валютой в мире является американский доллар. Регулированием силы доллара занимается ФРС США. Следовательно, любые действия американского регулятора приводят к реакции Центральных Банков других стран.
Развитые страны.
Наименее зависимыми от действий ФРС являются ЦБ стран с сильной экономикой. Имея сильные рынки, ЦБ развитых стран могут меньше смотреть в сторону действий американского регулятора, поскольку могут спокойно обслуживать свои госдолги без провоцирования повышения инфляций на своих территориях.
Например, в данный момент Япония не повышает ключевую ставку несмотря на действия ФРС по укреплению доллара и повышению ЕЦБ ставки для стран ЕС.
Да, инфляция в данном случае будет выше среднего уровня, но без критических последствий.
Во многом разгон инфляции был бы на развитых рынках и без украинского кризиса, что связано с слишком мощным накачиванием экономик таких стран избытком валюты во время пандемии, а также сильных фискальных стимулов, что привело к перегреву рынков.
Об этом еще прошлым летом заявляла Эльвира Набиуллина и ряд западных экспертов.
Развивающиеся страны.
С развивающимеся рынками ситуация другая. Когда ФРС ужесточает денежно-кредитную политику, такие экономики начинают чувствовать себя более трудно.
Инвесторы начинают покупать доллары в разных странах, что приводит к ослаблению национальных валют, и как следствие, к удорожанию жизни в них для простого населения.
Например, по данным всемирного банка, жители Южной Азии тратят 60 % своих доходов на продуты питания. Сейчас такие рынки более чувствительны еще и к удорожанию энергоресурсов и продовольствия, что приводит к высокой инфляции, снижению уровня жизни, наращиванию гос. долга.
ЦБ развивающихся рынков вынуждены повышать процентные ставки для сдерживания инфляции, но тем самым дорожают кредиты, что затрудняет развитие бизнес-среды.
Некоторым центральным банкам удалось «проглядеть» рост цен на продукты питания и топливо. Одним из примеров является центральный банк Таиланда, который ничего не сделал, несмотря на рост инфляции. Он настаивает на том, чтобы «среднесрочные инфляционные ожидания оставались неизменными», и хочет убедиться, что восстановление экономики набирает обороты.
Таким же занимается правительство Турции, где не смотря на гигантскую инфляцию ЦБ не может повысить ключевую ставку для укрепления лиры из-за запрета на такие действия от президента Эрдогана.
С другой стороны, укрепление доллара после действий ФРС приносит сверх доходы странам с сырьевой экономикой (Россия, Мексика, Бразилия), что сглаживает негативный эффект для государственной казны, но не для простого населения.
Поэтому сейчас развивающиеся рынки находятся в более тяжелом положении, чем обычно, поскольку ФРС будет продолжать ужесточение денежно-кредитной политики, а мировые кризисы не дадут успокоить мировую инфляцию.