Все выявленные мною поселения древних южноуральцев находятся на берегах рек, ручьев и водоемов. Со временем реки меняют направления русла, а водоемы пересыхают. Поэтому большинство поселений оказались сегодня расположенными на старичных берегах рек или заросших тростником мелководных болот. Жители поселений вели чистоплотный образ жизни и соблюдали культуру быта. По этой причине зачастую обломки керамики и кости животных я нахожу у оснований старичных берегов, где несколько тысячелетий назад располагалась речная заводь. То есть, поселенцы выбрасывали хозяйственный мусор в речные воды во избежание травматизма и захламления обживаемой территории. Я обратил внимание на закономерность, что все открытые мною поселения находятся на мысовых образованиях, что облегчало доступ к водным ресурсам и позволяло с наименьшими усилиями контролировать содержание скота. Выбор ограниченного проникновения на территорию поселения также был обусловлен желанием обезопасить себя от внезапного набега недружественного или пришлого племени.
Худяковское поселение открыто мною 24 мая 2014 года и расположено на широком мысу старичного левого берега Миасса в 350 метрах от северной окраины села Худяково. Датируется эпохой финальной бронзы (примерно 3200 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе пряслица), каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 440 метров вдоль дугообразной береговой линии и локализуются в глубину распахиваемой площадки до 280 метров от южного склона береговой террасы. Жилищные впадины поселения не задеты плугом трактора, и в них можно обнаружить крупные фрагменты керамических изделий. В непосредственной близости от поселения мною выявлено двенадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового века.
Поселение Черкасово-1 открыто мною 25 ноября 2013 года и расположено на старичной террасе левого берега Миасса в 550 метрах от западной окраины села Черкасово. Площадка поселения задернована. Поселение трехслойное и датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики фиксируются на протяжении 270 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину площадки до 180 метров от южного склона береговой террасы. Помимо многочисленных костных останков животных, попадаются как мелкие, так и крупные фрагменты керамики, медные и каменные изделия. В настоящее время площадка поселения частично уничтожена техникой при обустройстве территории для промывки песка.
Поселение Черкасово-2 открыто мною 21 апреля 2015 года и расположено на второй надпойменной террасе старичного левого берега Миасса в 750 метрах от восточной окраины села Черкасово. Современное русло реки отстоит в полутора километрах южнее старичного берега. Поселение датируется эпохой бронзового века (примерно 5000 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе и пряслица), каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 480 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину распахиваемой площадки до 270 метров от восточного склона береговой террасы. В непосредственной близости от поселения мною выявлено девять кратковременных стоянок эпохи бронзового века. В 1.7 километрах восточнее на возвышенном (до 40 метров) берегу реки находился курганный могильный комплекс, состоящий из трех земляных насыпей. В настоящее время все курганы распаханы. Еще один могильный курган поселения был расположен в 300 метрах северо-западнее, на возвышенном старичном берегу реки. Данный некрополь известен с дореволюционных времен, и упоминается в архивных источниках 1910 года Ж.А. Кастанье. К сожалению, мои неоднократные попытки повторно выявить данный могильный курган не увенчались успехом.
Поселение на Крутой речке-1 открыто мною 31 мая 2015 года и расположено на широком мысу старичного левого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь к западу от площадки. Датируется эпохой бронзового века (примерно 3500 лет). При разработке глиняного карьера полвека назад значительная часть (до 90%) культурного слоя уничтожена и перенесена отвалом бульдозера к краям береговой террасы. Находки орнаментированной керамики и костных останков животных фиксируются на протяжении 280 метров вдоль дугообразной береговой линии и локализуются в глубину мысовой площадки до 170 метров (в том числе и на пашне) от южного склона береговой террасы. В непосредственной близости от поселения мною выявлено семь кратковременных стоянок эпохи бронзового века. На противоположном берегу Крутой речки находится алакульский грунтовый могильник.
Поселение на Крутой речке-2 открыто мною 30 апреля 2016 года и расположено на пологом мысу левого берега реки, образованного впадением ручья в речную заводь к западу от площадки. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики и костных останков животных фиксируются на протяжении 210 метров вдоль склона Крутой речки и локализуются в глубину мысовой площадки до 120 метров от северного берега. Более половины площади поселения уничтожено в ходе производства земляных работ при создании котлована искусственного водоема. В непосредственной близости от поселения мною выявлено четыре кратковременных стоянки эпохи бронзового века.
Поселение Ильинка-1 открыто мною 23 апреля 2015 года и расположено на мысовой площадке старичного правого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь восточнее площадки, в 400 метрах от южной окраины деревни Ильинка. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики фиксируются на протяжении 270 метров вдоль дугообразного обрывистого берега и локализуются в глубину мысовой площадки до 120 метров от северного склона береговой террасы. Площадка поселения частично занята грядками садоводческого участка, но в ее северной части сохранились следы жилищных впадин, в которых попадаются крупные фрагменты керамики. В непосредственной близости от поселения мною выявлено девять кратковременных стоянок эпохи бронзового века. В 450 метрах восточнее, на противоположном возвышенном (до 40 метров) берегу ручья находился курганный могильный комплекс, состоящий из четырех земляных насыпей. Полвека назад все курганы были распаханы.
Поселение Ильинка-2 открыто мною 13 июня 2016 года и расположено на мысовой площадке старичного левого берега Миасса в 270 метрах от южной окраины деревни Ильинка. Датируется эпохой бронзового века. Находки орнаментированной керамики, каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 320 метров вдоль дугообразного обрывистого (до 4 метров) берега и локализуются в глубину мысовой площадки до 140 метров от западного склона береговой террасы. На распахиваемой площадке поселения мною подобран фрагмент детского черепа и фрагмент каменного пряслица. Поселение двуслойное (бронза и поздний каменный век). В непосредственной близости от поселения мною выявлено семь кратковременных стоянок эпохи бронзового века.
Поселение в устье реки Дальняя открыто мною 16 июня 2012 года. Расположено на обрывистом (до 12 метров) мысу старичного левого берега Миасса, образованного впадением ручья в речную заводь к востоку от площадки. Датируется эпохой бронзового века (3700 лет). Находки орнаментированной керамики (в том числе пряслица), медных изделий и костных останков животных фиксируются на протяжении 630 метров вдоль береговой линии реки. На месте кузницы обнаружены литейные формы и отходы металлургического производства (бронзовые и медные всплески). Также мною найдено каменное навершие боевого алакульского топора с одиннадцатью гранями (определение С.Г. Боталова). Площадка поселения распахивается, но в жилищных впадинах попадаются крупные фрагменты керамики, в том числе и развалы сосудов. В непосредственной близости от поселения мною выявлено четырнадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового века. Поселение двухслойное (бронза, поздний каменный век). По всей видимости, грунтовый могильник находился ближе к оконечности мыса, где мною с пахотных земель подобрано множество костных человеческих останков, в том числе и семь фрагментов черепов.
Миасское поселение открыто мною 12 апреля 2015 года и расположено на двух мысах старичного левого берега Миасса. Находки керамики, медных пластин, каменных орудий труда и костных останков животных фиксируются на протяжении 410 метров вдоль береговой линии и локализуются в глубину до 220 метров от восточного склона береговой террасы. Поселение трехслойное (бронза, меднокаменный и поздний каменный век). В непосредственной близости от поселения мною выявлено одиннадцать кратковременных стоянок эпохи бронзового, меднокаменного и позднего каменного веков.
В выборе места поселения древними южноуральцами существовали свои закономерности. Поэтому их поиск, прежде всего, обусловлен предварительным визуальным изучением топографии местности – наличием близлежащих ручьев, рек, пригорков, курганных могильников. Если поверхность поселения распахана, то она выявляется по характерному подъемному материалу. В нем, с эпохи неолита по ранний железный век включительно, преобладают черепки сосудов, сделанные без помощи гончарного круга. Следы распаханного культурного слоя выделяются черно-серым пятном. Зачастую я замечаю оранжевые вкрапления среди чернозема распаханной земли – зольники. Находка даже единственного пряслица свидетельствует о том, что в данном месте находилось именно поселение, а не кратковременная стоянка.
Места древних нераспаханных поселений можно выявить по следам жилищных впадин. На месте древних поселений трава отличается от вокруг растущей, так как там более плодородный слой земли. Типичным местом расположения поселений является устье малой реки (ручья) при ее впадении в более крупную водную артерию. В данных местах мой поиск всегда стопроцентно был успешным в виде обнаружения керамики или костных останков животных (стоянка или поселение). Ориентиром в выявлении поселений служат могильники. Так, зная месторасположение четырех курганных могильников, я в течение получаса обнаружил древнее поселение, располагавшееся на противоположном берегу близлежащего ручья (водораздел поселения и могильника) на старичном мысовом образовании реки Миасс (Ильинка-1).