В юности цесаревич Павел Петрович тяжело заболел, лейб-медики говорили его матери, что шансы на выживание небольшие, но даже если наследник поправится, есть вероятность, что последствием недуга станет невозможность Павла зачать ребенка. Цесаревич смог выкарабкаться, организм его был сильный.
Екатерина II очень переживала, сможет ли Павел продолжить династию, она размышляла, стоит ли вообще оставлять трон юноше, или лучше подумать о передаче власти другому своему сыну Алексею Бобринскому – внебрачному ребенку от Григория Орлова. Тогда императрица придумала план свести 17-летнего сына со своей фрейлиной, овдовевшей Софьей Чарторижской.
Девушка была на восемь лет старше наследника престола, имела красивую наружность, была кокеткой, а главное уже опытной в делах любви, то есть знала, как влюбить в себя неискушенного Павла Петровича. Целью этого романа, по задумке царицы, была проверка способности наследника к деторождению.
Павел действительно влюбился в Софью, у них начался бурный роман, результатом которого стала беременность Чарторижской. Ребенка назвали Семеном Афанасьевичем.
Императрица была рада удостовериться в мужском здоровье сына, она добилась своего и проявила настоящую жестокость к участникам своего плана. Семена она тут же отобрала у матери и поселила в своих покоях, рассчитывая, что будет сама его воспитывать. Павла и Софью Екатерина разлучила (больше в их отношениях не было нужды, к тому же, пара могла зачать еще одного ребенка, а это уже было ни к чему, только создавало проблем). Для Павла императрица стала подыскивать невесту. А Софью Чарторижскую скоро выдали замуж за обер-камергера Разумовского, чтобы избавиться от ее присутствия при Дворе.
К тому времени, как цесаревич женился второй раз, Екатерина решила, что не хочет больше обременять себя заботой о незаконнорожденном внуке. Она планировала отослать его за границу, но советники отговорили ее от этой затеи, предложив просто передать ребенка матери. Муж Софьи очень любил супругу, поэтому с радостью принял в семью ее сына от Павла Петровича. Правда, Разумовским запретили говорить мальчику о том, что его настоящая мама Софья, он должен был воспитываться как приемный.
Однако, императрица не дала матери и отчиму спокойно растить Семена. Мальчика снова забрали из семьи и отдали в закрытую Петропавлоскую школу в класс с не дворянскими детьми, чтобы Семен не догадывался о своем высоком происхождении.
После окончания школы сын Павла и Софьи решил посвятить себя служению во флоте. Екатерина разрешила ему обучаться в Морском кадетском корпусе. Учился юноша очень старательно, после учебы отправился служить во флот. В 18 лет Семен уже принимал активное участие в морских сражениях Русско-шведской войны 1788-1790. За победы внука императрица даровала ему чин капитан-лейтенанта.
В 1794 году Семен отправился в Вест-Индию для борьбы с пиратством в составе команды пушечного линкора «Вэнгард». Вскоре в Россию пришло известие о том, что корабль попал в сильный шторм и разбился о рифы. Почти все члены экипажа погибли, тело Семена не было найдено.
Однако судовой журнал «Вэнгарда» гласил совсем иное, крушения корабля и потери команды там не значилось, а записи о сражениях линкора и дальнейших плаваниях содержались.
В общем, о судьбе Семена ничего не известно после того, как он отправился в плавание в Вест-Индию. Может быть, он погиб, а может вернулся на родину. Есть даже версия, что Семен – это знаменитый старец Федор Кузьмич, которого считают императором Александром I (якобы царь сымитировал свою смерть и стал старцем). Версия маловероятная, но имеет место быть, ведь современники говорили, что Семен невероятно похож на своего сводного брата, императора Александра I.