Найти тему
Музей Оранэлы

Оранэла: поэзия и проза Стрельнинской трамвайной линии

Оглавление

Оранэла или Стрельнинская линия Петербургского трамвая – не только технический (первая в России электричка!), но и социально-культурный феномен нашей истории. Связав город и морской пригород, она подарила тысячам горожан возможность быстро переноситься из пыльных промзон на свежий воздух, в сторону природы и моря. И, конечно, это не могло не оставить свой след в нашей поэзии и литературе.

Блок и Оранэла

Ораниенбаумская ж.д., первая электрическая железная дорога в России, к 1915 году должна была связать Нарвские ворота и Ораниенбаум по Петергофскому шоссе. Но из-за войны и последующей революции так и не была достроена. Кое-как вместо электропоездов на участке до поселка Княжево в 1916 году по ней отправились небольшие трамваи.

Трамвай Оранэлы у Нарвских ворот в 1920-е гг.
Трамвай Оранэлы у Нарвских ворот в 1920-е гг.

Александр Блок, пожалуй, первым из поэтов увидел поэтический и рекреационный потенциал Оранэлы. До революции его любимым местом отдыха был «правый (северный)» берег: Озерки, Шувалово, Сестрорецк. В августе 1918 года, по всей видимости проехавшись до Стрельны по кое-как работавшей Оранэле, он написал:

Мерзость левого берега: путиловщина, Привал, Сергиевский монастырь, болотистое море, пустынная чайная, пустынный тупик трамвая, болезнь, сапоги, шинель, насморк. Усталость до потери головы. Глухой сон

Но уже весной 1919 года Сан Саныч меняет свое мнение. «Стрельна – молитва моя природе», – так он пишет о морском береге, том самом «левом».

Примерно такой застал Блок Стрельну в 1920-е гг.
Примерно такой застал Блок Стрельну в 1920-е гг.

Два оставшихся года жизни, в любой свободный момент он будет стремиться попасть именно сюда, в заброшенный парк Константиновского дворца. Блок жил на Офицерской улице (совр. Декабристов), где сегодня его музей-квартира. Отсюда до Нарвских ворот, у которых начиналась Оранэла, можно было удобно добраться на трамвае или даже пешком.

"Пост Стрельно". Конечная остановка трамвая в 1920-ее гг. (примерно там же, где и сегодня)
"Пост Стрельно". Конечная остановка трамвая в 1920-ее гг. (примерно там же, где и сегодня)

Особенно поэту полюбились поездки в 1920-м году. В мае открылось движение электрических трамваев от Нарвских ворот до Стрельны (до этого ходили только небольшие составы с паровозом). Жители Петрограда, еще мучимого голодом и разрухой, получили возможность за небольшую плату добираться до Стрельны, где можно было провести выходной день.

-4

Из записных самого поэта и воспоминаний близкой знакомой Блока Евгении Книпович мы можем воспроизвести атмосферу Оранэлы и стрельнинских путешествий:

Наконец июльским утром я выбралась из дому, доехала до Нарвских ворот. У остановки галдела большая толпа с узлами, ведрами, ящиками: среди толпы выделялась знакомая стройная фигура, из‑под низко надвинутой жокейки смеялись знакомые глаза. «Жарко, а что днем будет!»
Влезли в трамвай, по–хулигански, с передней площадки, промелькнули огороды, дачи, сады, пустыри, потянулись поля, перелески. Наконец трамвай остановился. Мы вышли на проселок, пересекли Петергофское шоссе и пошли вниз под гору между старых акаций. Две башенки сторожили вход в дубовую аллею, которая вела к морю.
Мы шли вдоль заросшего лилиями канала, за ним — парк, почти сплошь столетние липы, оттуда несся нестерпимый пьяный запах липового цвета и звук точно дрожь натянутой струны — это звенели пчелы над липами Стрельны.
Александр Блок в последние годы жизни
Александр Блок в последние годы жизни

И хотя сам Блок не оставил нам стихотворений, посвященных Оранэле, он открыл удивительную поэтичность Стрельнинской линии, которая вплоть до 1960-х годов по большей части шла через поля и перелески, перелетая по железобетонным мостам через многочисленные небольшие речки на своем пути. О чем и читаем в его записных книжках:

5 июля 1919. Стрельна и ее парк с купаньем.
20 июля 1919. ... Весь день — Стрельна. Дождь и ветер. Измученность. И прелестно, и почти в слезах от того, что с дворцами и парками, и разное.
27 августа 1919. Стрельна – молитва моя природе.

и так далее до осени.

А вот 1920-й год – «Лето Стрельны»:

13 июня 1920. Стрельна. Дремота в камышах.
1 июля 1920. Стрельна. Жара и благодать.
2 июля 1920. Стрельна. Жар настоящий. Упоительно. 3 июля. По слухам, 40°. Стрельна. Упоение природой.

и так далее... Вот последняя поездка:

27 сентября 1920. Стрельна: золотое, красное, синее, зеленое.

Весной 1921 года уже будучи тяжело больным Блок еще один раз доберется на трамвае до Стрельны, чтобы проститься с ней.

Гумилев и «Заблудившийся трамвай»

С появлением Оранэлы меняется поэтическое восприятие трамвая. Ведь Петербургская поэзия начала 20-го видела в трамвае некий апокалиптический ореол.

Николай Гумилев
Николай Гумилев

Самый яркий пример – «Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева, потом многократно пересказанный другими поэтами (например, «Сон» А. Кушнира или «Алый трамвай» Р. Мандельштама»). Понятное дело, в разветленной сети столичного трамвая заблудиться нетрудно как пассажиру, так и самому трамваю:

Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня….
Финал апокалиптический:
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Но это все про городской трамвай. На пригородной же Стрельнинской линии трамвай заблудиться не может, у него ясные ориентиры.

Оранэла в литературе 20-х годов

Описание пригородной дороги попало и в повесть «Республика ШКИД». В тексте практически документальной книги (авторы были учениками этой школы в начале 1920-х годов) мы читаем про Оранэлу 20-х годов. На лето шкидовцы отправляются на дачу в Стрельну. Им для этого выделяется трамвай.

…Наконец там, наверху в школе, все успокоились.
Вещи, необходимые на даче, были перетащены вниз.
Дожидались только трамвая.
Прождали целый день. Викниксор звонил куда-то по телефону, ругался, но платформу и вагон подали лишь поздно вечером, когда в городе уже прекратилось трамвайное движение.
Спешно погрузились, потом расселись по вагону, и республика Шкид тронулась на новые места.
У Нарвских ворот переменили моторный вагон с дугой на маленький пригородный вагончик с роликом. Места в этом вагончике всем не хватило, и часть ребят перелезла на платформы.
Зажурчали колеса, скрипнули рельсы, и снова понеслись вагоны, увозя стадо молодых шпаргонцев.

Отметим, что особенно отмечена пересадка у Нарвских ворот, где смыкались пути Оранэлы и городского трамвая.

Так в 1920-е годы у Нарвских ворот выглядела пересадка между городским трамваем и Оранэлой
Так в 1920-е годы у Нарвских ворот выглядела пересадка между городским трамваем и Оранэлой

А далее – про современное Автово, начинавшийся за ним пустынный пейзаж, подпрыгивающие вагоны, подъем перед Троице-Сергиевой пустынью (где в то время размещалась колония для беспризорников) и про конечную остановку в Стрельне, которая тогда находилась где и сегодня – у реки Кикенка.

Уже проехали последнее строение на окраине города, некогда носившее громкое и загадочное название «Красный кабачок», и помчались среди зеленеющих полей.
Трамвай равномерно подпрыгивал на скрепах и летел все дальше без остановок.
Шкидцам стало хорошо-хорошо, захотелось петь….
Летят поля за низеньким бортом платформы, изредка мелькнет огонек в домике, и опять ширь и туман.
Вагоны, замедляя ход, пошли в гору
С площадки моторного что-то кричала Эланлюм, но ребята не слышали. Ее рыжие волосы трепались по ветру, она отчаянно жестикулировала, но ветер относил слова в сторону. Наконец ребята поняли.
Скоро Стрельна.
После подъема Янкель вдруг вытянул шею, вскочил и дико заорал:
– Монастырь! Ребятки, монастырь!
– Ну и что ж такого?
– Как что? Ведь я же год жил в нем. Год! – умилялся Янкель, но, заметив скептические усмешки товарищей, махнул рукой.

К 1920 г. оборудование центральной электрической станции в д. Волынкиной снято и отправлено в Кизеловский район Пермского края. Контактная сеть и рельсы с участка Стрельна – Ораниенбаум доставлены в Баку для первой советской электрички «Баку-Сабунчи».

Первая советская электричка Баку - Сабунчи
Первая советская электричка Баку - Сабунчи

Упоминание этой линии, запущенной в 1926 году, ставшей уже «первой советской электричкой», мы неожиданно находим в книге «Двенадцать стульев». Впрочем, это неудивительно, поскольку И. Ильф и Е. Петров работали в газете «Гудок» и держали руку на пульсе железнодорожной жизни страны.

-9

Читаем бессмертные строки:

Письмо отца Федора, писанное им в Баку из меблированных комнат «Стоимость» жене своей в уездный город N:
Дорогая и бесценная моя Катя!
С каждым часом приближаемся мы к нашему счастью. Пишу я тебе из меблированных комнат «Стоимость», после того как побывал по всем делам. Город Баку очень большой. Здесь, говорят, добывается керосин, но туда нужно ехать на электрическом поезде, а у меня нет денег.

Кстати, прообразом отца Федора принято считать Федора Михайловича Достоевского.

Сам Достоевский трамвай не застанет. Когда в Петербурге только пойдет конка, он уже начнет работать над «Преступлением и наказанием». А умрет в год, когда в Берлине только-только зазвенит первый в Европе вагон на электрической тяге.

Достоевский и Достоевский
Достоевский и Достоевский

Но так случится, что его правнук – ныне здравствующий Дмитрий Андреевич Достоевский, проработает на Стрельнинской линии почти двадцать лет.

Его яркие зарисовки можно найти в Интернете или посмотреть на нашем канале OranelaTV.

Трамвай идет на фронт

15 сентября 1941 года в условиях выхода немцев на Петергофское шоссе Стрельнинская линия обесточивается. Оставшаяся за нашими войсками часть линии от Нарвских ворот до Кировского завода используется как фронтовая. По ней подвозят снаряды и оружие, свежие силы бойцов, продовольствие. Обратно – раненных.

Небольшой паровичок, который тянет за собой по трамвайным рельсам состав, назовут «Подкидыш» или «Жди меня и я вернусь».

"Подкидыш" на проспекте Стачек в дни блокады
"Подкидыш" на проспекте Стачек в дни блокады

Вера Инбер откликнется своим знаменитым «Трамвай идет на фронт».

Холодный, цвета стали,
Суровый горизонт —
Трамвай идёт к заставе,
Трамвай идёт на фронт.
Фанера вместо стекол,
Но это ничего,
И граждане потоком
Вливаются в него.

Иллюстрацией к этому стихотворению является трогательная картина художника Юрия Непринцева, написанная в том же ноябре 1941 года и растиражированная на советских открытках.

Ю.М. Непринцев. "Ноябрь 1941 года. Трамвай идет на фронт"
Ю.М. Непринцев. "Ноябрь 1941 года. Трамвай идет на фронт"

Одним из первых трамваев после восстановления движения 15 апреля 1942 года к Нарвским воротам придет вагон маршрута №9.

Возрождение

После войны полуразрушенная Стрельнинская линия была восставлена и снова вдохновила на поездки ленинградцев. Среди них оказываются, само собой и поэты.

Иосиф Бродский
Иосиф Бродский

Самым ярким здесь является «Описание утра» Иосифа Бродского, который вслед за Блоком не упускал возможности вырваться из города на благословенный стрельнинский берег.

Как вагоны раскачиваются,
направо и налево,
как кинолента рассвета
раскручивается неторопливо,
как пригородные трамваи
возникают из-за деревьев
в горизонтальном пейзаже
предместия и залива, —
я всё это видел,
я посейчас всё это вижу:
их движенье то же,
остановки их — точно те же,
ниже воды и пыльной
травы повыше,
о, как они катятся
по заболоченному побережью
в маленький сон
в маленький свет природы,

Это не просто про трамвай, а про трамвай Стрельнинской линии.

-14

Бродский жил у Нарвской заставы и часто пользовался возможностью, которой заканчивается это стихотворение:

Соскочить с трамвая
и бежать к заливу,
бежать к заливу,
в горизонтальном пейзаже
падая, утопая.
-15

Как же в таком горизонтальном пейзаже не утонуть....

Современность

До сих пор поэты, в том числе и не очень известные, вдохновляясь Оранэлой, пишут проникновенные стихи об этой трамвайной линии. Сегодня она образцово обустроена, а по ней плывут, словно лайнеры, современные трамваи.

-16

Что впрочем, не отменяет богатой палитры чувств, которую дарит поездка на 36-м маршруте трамвая. Вот, например, стихотворение Ольги Вороновой:

Трамвай проезжает, спасенья трамвай!
В осенний, прекрасный, в мой стрельнинский рай.
Меня от самой, от себя увезёт,
Пусть только на час, но как прежде спасёт.
Желания — сон, пристань осени здесь.
В трамвай «тридцать шесть» можно вечером сесть,
И слушать забытую песню души,
Трамвай «тридцать шесть», подожди, не спеши...
Кольцо 36-го в Стрельне
Кольцо 36-го в Стрельне

Или вот еще от современной поэтессы Марии Гуляко:

Слушай, я очень люблю трамваи,
В них можно стать беспрерывным звуком, гремящим в нёбе.
Если чего-то не знал, то теперь узнаешь.
Вспомнишь, как в детстве ты ехал и был амёбой...

Вот тебе счастье в шести неизменных цифрах
Ешь и глотай, покуда не ссохлось в горле,
Трамваи красивы и ладны, почти как мифы,
И полупусты, как животы голодных...

***

Возможно и вам поездка на трамвае навеет какие-то строки. Это в маршрутке почему-то хочется молиться :) А вот в трамвае тянет писать стихи.

Делитесь ими в комментариях.

Приглашаем всех на выставку, которая пройдет в Санкт-Петербурге в Музее А.А. Блока. Она так и называется «Оранэла: поэзия и проза Стрельнинской трамвайной линии». Выставка показывает развитие Петербургского трамвая и Стрельнинской линии, на которое «проецируется» связанное с ней поэтическое и литературной наследие.

Музей-квартира А.А.Блока на ул. Декабристов, 57
Музей-квартира А.А.Блока на ул. Декабристов, 57

Основные экспонаты: карты и схемы линии, портреты личностей, литературные и поэтические цитаты, модели трамвайных вагонов Стрельнинской линии за весь 20-й век, элементы трамвайного быта (билетные кассы, билеты, монеты разного времени), картины художников, подлинные открытки и фотографии.

Стенды и отдельные экспонаты сопровождаются QR-кодами для бесплатного аудиогида izi.TRAVEL.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL