Самоповреждения на удивление распространены среди детей. Около 17% подростков сообщают на приемах у психологов, что наносили себе вред. Да, чаще это встречается у подростков, но и младшие дети тоже могут наносить себе травмы.
Это может напугать родителей. Но крайне важно не допустить, чтобы этот страх проявился в вашей реакции на поведение ребенка. Здесь важно понять, почему ребенок это делает.
Самоповреждения часто встречаются среди подростков. Это связано с нестабильной психикой в период становления личности. Большинство подростков используют членовредительство в качестве механизма саморегуляции, чтобы справляться с эмоциями, которые кажутся слишком сильными, либо отсутствием каких-либо эмоций вообще. Это может показаться нелогичным, но для подростков физическая боль может помочь компенсировать эмоциональную боль, с которой они не могут справиться иначе.
Поведение, причиняющее себе вред, может включать в себя порезы на руках, расцарапывание кожи до крови, ожоги или преднамеренные удары головой обо что-либо. Иногда травмы могут быть достаточно серьезными и приводят к госпитализации. Психологи предупреждают, что такое поведение не совершается с суицидальными намерениями, но оно сигнализирует о том, что ребенок испытывает сильный стресс.
«Самоповреждения часто связывают с демонстративным поведением, привлечением к себе внимания, поэтому часто относятся к этой проблеме пренебрежительно. Многие считают, что, если человек просто требует внимания, это автоматически делает проблему незначимой, а его состояние – не требующим помощи. Но всё наоборот. Если ради внимания человек готов причинять себе боль, то это говорит о том, что он находится в критическом состоянии», – объясняет психолог Станислава Рется.
Некоторые подростки могут быть более склонны к самоповреждениям, чем другие. В группе риска находятся подростки с СДВГ, тревожностью, депрессией или расстройствами пищевого поведения. В целом девочки более склонны к членовредительству, чем мальчики, особенно в возрасте от 16 до 24 лет, но исследования также показали, что риск повышен среди аутичных мальчиков.
Но в любом случае, независимо от интенсивности и частоты повреждений это говорит о проблемах. Здесь может скрываться история психологической травмы, жестокое обращение с ребенком или просто хронический стресс. Издевательства со стороны сверстников или семьи, чувство отчужденности, неразделенная любовь также могут играть роль в вероятности такого поведения у подростка.
«Когда нам плохо, грустно, одиноко – внешне это может быть незаметно. А следы порезов или ожогов – это некий способ «официально подтвердить» душевную боль.
Душевная боль в обществе зачастую обесценивается, так как её реальность нечем доказать. Вот для подростков самоповреждения и становятся «валидатором» боли. Они будто говорят: «Смотрите, мне действительно плохо». А еще срабатывают биологические механизмы. Когда нам физически больно, наш организм, чтобы снизить чувствительность, вырабатывает эндорфины – гормоны «счастья». Именно поэтому некоторые подростки, находящиеся во власти продолжительных страданий, «подсаживаются» на это кратковременное чувство облегчения. То есть самоповреждение становится зависимостью для человека в хронически депрессивном состоянии. Это важно понимать», – предупреждает Станислава Рется.
Что родители могут сделать с самовредительством детей
Узнать или даже заподозрить, что их ребенок причиняет себе вред, может быть очень сильным эмоциональным опытом для родителей. Они могут почувствовать страх или даже гнев. Это нормально. Но родители должны изо всех сил стараться не привносить эти эмоции в разговоры со своим ребенком.
Люди, которые причиняют себе вред, как правило, очень восприимчивы к эмоциям. Поэтому в разговоре об этом лучшей тактикой будут «я»-размышления, а не обвинения. «Сынок, я вижу, что у тебя изранены пальцы, мне хотелось бы помочь тебе», а не «Ты идиот, что ли, с собой такое творить!». Важно дать ребенку почувствовать, что родитель исходит из любви и заботы, а не гнева или осуждения.
Старайтесь избегать всего, что может заставить ребенка почувствовать, что родители видят его в негативном свете, или что родитель уже заранее осудил его и точно решил, что будет делать дальше. Никто не хочет чувствовать, что его уже осудили еще до того, как он успел что-то сказать.
Если ваш ребенок причиняет себе вред, вам не нужно решать проблему сразу. Основная цель разговоров — показать поддержку и установить с ребенком связь. Поэтому лучшая стратегия для родителя — слушать, делиться своим опытом (особенно, если был подобный) и изучить все способы помощи и поддержки. Будьте готовы к тому, что вам придется пересмотреть свои воспитательные подходы, если вы поймете, что причиной стресса у ребенка являетесь вы сами. Признаться в этом способен не каждый родитель, к сожалению.
Ольга Ракитина