Найти тему

Денис Васильевич Давыдов

27 июля день рождения Дениса Васильевича Давыдов (1784—1839) - поэта-партизана, героя войны 1812 года.

А.В. Шмидт с оригинала неизвестного художника. Денис Давыдов. 1960
А.В. Шмидт с оригинала неизвестного художника. Денис Давыдов. 1960

Русский романтизм в поэзии создавал своеобразный поэтический миф. Лирические стихотворения воспринимались как прямое авторское самовыражение, хотя образ автора был условно-художественной формой. Так, в поэзии К. Н. Батюшкова это был образ поэта-эпикурейца, в лирике В. А. Жуковского – поэта-визионера. Денис Давыдов был создателем оригинального образа лихого поэта-гусара, прозванный «Анакреоном под доломаном».

Пушкин говорил о глубоко индивидуальном образе и слоге Давыдова.
Его своеобразная лирика пленяла поэта. Он полагал, что поэзия Давыдова удерживала его в юности от подражательности — «он дал мне почувствовать еще в лицее возможность быть оригинальным», - говорил в 1829 году Пушкин.

Давыдов был принят заочно в члены «Арзамаса» (не позднее марта 1816 г.) под именем «Армянин», но никогда не появлялся в Петербурге, живя в Москве, где он с П. А. Вяземским и В. Л. Пушкиным составил, так сказать, московское отделение «Арзамаса», заседания которого посещали Дмитриев и Карамзин.

Пушкин был увлечен как поэзией, так и личностью Давыдова в Лицее, когда его стихотворения ходили в списках и рассказывались предания о нем. В 1815 году Пушкин-лицеист записал в своем дневнике забавный анекдот о Денисе Давыдове. Начало рассказа утрачено: сохранились только отрывки дневника:

«<…> большой грузинский нос, — читаем мы в сохранившемся фрагменте, — а партизан почти и вовсе был без носу. Д<авыдов> является к Б<енигс>ену: князь Б<аграти>он, говорит, прислал меня доложить вашему высокопревосходительству, что неприятель у нас на носу... „На каком носу, Д<енис> В<асильевич> ? — отвечает генерал. — Ежели на вашем, так он уже близко, если же на носу князя Б<аграти>она, то мы успеем еще отобедать..."».

Через двадцать лет этот рассказ Пушкин включил в «Таblе Таlk» в слегка измененном виде:

«Денис Давыдов явился однажды в авангард к кн. <язю>Багратиону и сказал: „Главнокомандующий приказал доложить в<ашем> у с<иятельст>у, что неприятель у нас на носу, и просит вас немедленно отступить". Багратион отвечал: „Неприятель у нас на носу? на чьем? если на вашем, так он близко; а коли на моем, так мы успеем еще отобедать"».

Нет сомнения, что этот рассказ уже записан со слов самого Давыдова.

Лицейское четверостишие Пушкина «Мы недавно от печали» является переделкой начальной строки стихотворения Давыдова «Мудрость»: «Мы недавно от печали, Лиза, я да Купидон, по бокалу осушали и просили Мудрость вон».

Начало личного знакомства Пушкина с Давыдовым относится к началу 1821 году в Каменке или в Киеве. В Каменке Давыдов часто бывал, приходясь двоюродным братом хозяину - Александру Львовичу Давыдову. К этому периоду относится стихотворное послание Пушкина Давыдову - «Певец-гусар, ты пел биваки».
Посылая ему 18 января 1836 года «Историю Пугачевского бунта», Пушкин написал: «Тебе, певцу, тебе, герою», подражая энергичному стиху Давыдова.
Из переписки Пушкина и Давыдова сохранилось только два черновых письма поэта и 14 писем Давыдова, большинство из которых связано с его участием в журнале «Современник».

Автор текста — Алексей Викторович Ильичев заведующий Научно-организационным центром музея.