Найти тему

Главное — свет

Оглавление

12 июля отмечается День фотографа. Между профессиональным праздником и днём рождения главного университетского фоторепортёра последних десятилетий — всего 6 дней. В преддверии двух важных дат мы встретились с Викторией Викторовой, которая в этом году отмечает 25-летие работы в СГУ. Выпускница Саратовского университета, его хроникёр, человек, которого знают сотни наших преподавателей и сотрудников, — Виктория, безусловно, университетский человек во всех смыслах.

Фото Дмитрия Ковшова
Фото Дмитрия Ковшова

Предисловие от редакции

Когда мы готовили это интервью, почувствовали себя сапожниками без сапог. Найти в университетском фотоархиве кадры с Викторией Викторовой сложно: на единичных снимках она смотрит в объектив и «прицеливается» или отсматривает снятое. Человек, который всегда остаётся за кадром, для нашей редакции давно стал кладезью историй, новостей, знаков внимания. Деликатная в общении и в то же время настойчивая и чёткая в работе, Виктория не расстаётся с фотоаппаратом. В её архивах – портретные и репортажные съёмки, отдельное место в которых занимают репортажи студклубовских концертов.

Если бы работу Виктории нужно было описать одним кадром, мы бы вспомнили снимок с эстафеты огня Универсиады — на нём несколько фотографов статично направляют свои объективы на героя, а Вика в это время перепрыгивает препятствия, чтобы найти выигрышную точку съёмки. Забраться на вышку на «Бессмертном полке», достать из ниоткуда платок (зонтик, любой другой реквизит), придумать за 5 минут идею постановочного кадра — Виктория давно стала для нас учителем по фотоискусству.

«Мы с приятной работы вернёмся рано…»: в редакции Виктория часто напоминает нам сюжеты из разных литературных произведений, читает на память Бродского или удивляется глубине русских или английских пословиц. Несколько лет назад на свой день рождения она попросила коллег составить для неё списки любимых произведений. И мы уверены, эти списки были изучены и прочитаны.

«А можно к нам направить Викторию?» — вопрос, который мы часто слышим от организаторов мероприятий. Наверное, это главный комплимент работы фотографа. Викторию ждут и любят…

От макросъёмки хромосом к портретам

— Как Вы пришли к фотографии?

— Я из неё и не уходила. Когда я была маленькая, мой папа очень много фотографировал, и у меня сохранилось очень много чёрно-белых семейных фотографий. Когда я подросла, он начал меня учить: мы с ним печатали кадры в ванной, при красном фонаре. Он научил меня не только фотографировать, он по жизни очень многому меня научил, и его советы, высказывания до сих пор с нами. Иногда в сложные моменты я их вспоминаю, они мне помогают. Он был художником-оформителем и сделал своими руками гигантское древо жизни в V корпусе.

Фото из архива Виктории Викторовой
Фото из архива Виктории Викторовой

Затем я окончила биофак и работала учителем биологии в школе, но фотоаппарат у меня был всегда. Через какое-то время я ушла из школы, работала лаборантом-фотографом в Геологическом колледже, печатала мокрым способом технические фотографии для геологов. В этом колледже была потрясающая культурная жизнь. Они проводили концерты, игры КВН. В какой-то момент я начала их фотографировать, и мой репортаж с КВН попал в газету «Саратовский университет», это был 1997 год, 25 лет назад. Это была моя первая фотография в чёрно-белой газете «Саратовский университет».

Затем мне выдали удостоверение внештатного фотокорреспондента, а в 2004 году я стала уже штатным фотокорреспондентом.

«У нас с папой была немецкая трофейная «Практика». Он её купил у ветерана войны. Я на неё снимала много лет»

— Как профессия биолога помогает Вам в профессии фотографа?

— Мне помогает само наличие высшего образования. Человек, получивший высшее образование, иначе воспринимает любую информацию. То есть он умеет учиться. Вот это мне очень помогло. Я очень любила биологию, я в потрясающее время училась. Я была сейчас в экспедиции с теми людьми, у которых я ещё училась. Они учили и общению, и способности учиться, и ответственности. Биофак — это же походные практики. Это совсем другой мир.

Фото Виктории Викторовой
Фото Виктории Викторовой

Уловить суть

В чём особенность жанра фоторепортажа?

— Самое интересное, что может быть в жизни фотографа, – это репортёрская работа. Съёмка репортажа — это всегда такой азарт. Это как игра. В репортажной съёмке фотограф никогда не может расслабиться. Зачастую, если ты снимаешь классический репортаж, ты не можешь вмешаться в событие. Ты должен вникнуть в него настолько, чтобы налету поймать суть происходящего, выстроить композицию, уловить свет, действия, соблюсти правила золотого сечения, композиции, цвета, света, резкости и прочего. Репортаж — это постоянный тренинг, это как тренажёрный зал для культуриста.

Фото из архива Виктории Викторовой
Фото из архива Виктории Викторовой

— Что самое интересное в репортажной съёмке?

— Суметь сделать, например, 3–5 фотографий и передать в них суть события. Высший пилотаж, если ты в одной фотографии передашь эту суть.

Мне очень близок подход Анри Картье-Брессона, классика французской фотографии. У него была теория, что фотография создаётся в момент съёмки. Больше никакой обработки — он даже не разрешал кадрировать свои снимки. Если где-то появилось что-то лишнее, значит, это твоя промашка. Он считал, что фотография создаётся в момент нажатия на спуск. Он был настоящий репортёр.

Репортаж — это моё самое любимое развлечение. Пожалуй, больше репортажей я люблю снимать только промышленную архитектуру. Но это получается, к сожалению, крайне редко, потому что это специфичная область. Когда я ездила в Питер, я фотографировала не общепринятые красоты и разведённые мосты, а ездила по окраинам, фотографировала заводские трубы в порту, подъёмные краны, то есть городскую и промышленную архитектуру. Мне очень нравится городская геометрия. В этом своя гармония.

Фото из архива Виктории Викторовой
Фото из архива Виктории Викторовой

— Что труднее всего в репортажной съёмке?

— Зачастую надо знать заранее, что происходит, подготовиться к репортажу, знать, кто приехал, что должно произойти… уловить кульминационный момент события, например, в эстафете олимпийского огня главный момент — это передача факела.

Фото Александра Садовникова
Фото Александра Садовникова

«Уловить» концерт

— Какими репортажами Вы гордитесь?

— Очень люблю свои репортажи со Студвесны, много лет их снимаю. Для меня Весна – это такой непрекращающийся праздник. Все домашние знали, что весной на две недели мама исчезает из дома, потому что она каждый день будет снимать Студвёсны. Два или три года я не пропускала ни одной Весны.

Марка Абрамовича обожаю просто! Это наш всеобщий папа. Почти все его самые любимые за последние годы портреты — мои. Я его очень люблю фотографировать. Однажды Марк Абрамович предложил мне сделать выставку. Мы с Еленой Родионовой от каждого факультета взяли одну или две фотографии. Эта выставка была очень красивая визуально — в тот год был редкостный смотр. В выступлениях каждого факультета были визуальные изюминки, всё было эффектно. И эта выставка была бальзамом для меня. Я смотрела на неё и была абсолютно счастлива. Клубные фотографии – одно из моих самых любимых воспоминаний за последние годы. Это всегда очень ярко и красиво.

— Какова роль Студклуба в Вашей профессиональной жизни?

— Это 100-процентная роль Марка Абрамовича. Как он предупреждает о съёмке: если он звонит, он молчит, а потом говорит: «Пинхасик моя фамилия». Всё ясно. К тому же Марк Абрамович никогда не позовёт на что-то скучное. Например, несколько лет назад у нас был конкурс, на который приезжали самые красивые девушки со всего Поволжья, и каждой нужно было сделать фотосессию. Было 12 девушек и два или три часа на работу. Мне нужно было каждой сходу придумать образ и локацию для съёмки. Это было так прекрасно! Они были такие разные, и всё получилось гладко, быстро и красиво.

— Вы помните первую Студвесну, которую Вы фотографировали?

— Я помню одну из первых Студвёсен в начале двухтысячных, ещё снимали на плёнку. Выступала Катя Барилко, сейчас известный хореограф, а тогда – студентка, показывала очень красивый и эффектный номер с мячом. С этого и началась моя Студвесна.

На цифру я перешла позднее всех, в 2004 году. На нашей памяти за какие-то 5–7 лет произошёл гигантский технологический скачок. До этого десятилетиями ничего не менялось, фотография была очень консервативной, — те же камеры, те же плёнки. И вдруг такой гигантский скачок.

«Когда ты печатаешь фотографию, когда ты кладёшь просто белый лист в раствор, и вдруг на твоих глазах начинает появляться кадр, — это волшебство!»

— Сейчас многие, наоборот, возвращаются к плёнке.

— Это изыски. Нельзя назад сесть в телегу. Можно приехать в парк и покататься на телеге, как на аттракционе. Но в обычную жизнь телега не вернётся, ты всё равно будешь ездить на машине.

Ремесло фотографа

— Что для Вас фотография?

— Фотография – это моя жизнь. Я не представляю себя вне фотографии. Бывает очень обидно, когда я вижу забавные сценки, ситуации, невероятное сочетание цветов, какие-то мгновенные визуальные образы и не могу схватить это сразу и сделать фотографию.

Об этом есть анекдот. Жена повела фотокорреспондента в театр, купила лучшие места на первый ряд. Он сидит, вскакивает: «Побегу, сниму сбоку». Она говорит: «Сиди». «Ой, побегу вон туда». «Сиди». «Я побегу на балкон». «Сиди». Потом выходят: «Как тебе спектакль?». Он говорит: «Ужасно, весь репортаж с одной точки».

Фото Полины Громовой
Фото Полины Громовой

— Что важнее: техника или опыт?

— Конечно, не техника. Фотограф Виктор Петрович Скиданов сказал такую фразу, которой я всегда отвечаю на вопрос о технике: «Снимать можно и дырявым ведром, была бы плёнка и луч света». Ничего больше не надо.

Техника важна в узкоспециальной съёмке. Например, если я снимаю хромосомы (а у меня есть такой опыт), то мне, как минимум, нужен ещё микроскоп; при фотографировании птиц и в целом дикой природы понадобится телеобъектив. Но в целом на первом месте, конечно, – фотограф и его мастерство.

«Когда мы снимали на плёнку, у нас была поговорка: "Не жалей плёнку — жалей клиента!"»

— Какое событие стало самым запоминающимся в Вашей профессиональной жизни?

— Их несколько, и все они связаны с людьми, которых мне повезло фотографировать: нобелевского лауреата Жореса Алфёрова, ведущего передачи «Очевидное — невероятное» Сергея Капицу, Романа Виктюка, Евгения Гришковца, Стивена Сигала. Очень запомнились Александра Пахмутова и Николай Добронравов: они приезжали на празднование 50-летия полёта в космос, и там же был космонавт Георгий Гречко.

Но самыми запоминающимися были встречи с Кирой Муратовой и Мстиславом Ростроповичем. Эти портреты для меня особенно дороги, ведь самое главное в моей работе — это встречи с интересными людьми и возможность сохранить на снимках яркие мгновения.

Лариса Суворова, интервью Полины Громовой