Приветствую. Во второй половине сороковых годов аргентинское руководство предприняло максимум усилий для качественного развития своей авиационной промышленности. В основном это было сделано с помощью привлеченных иностранных специалистов (немецких и итальянских), которые оказались не у дел после окончания Второй Мировой войны. При этом, развитие отрасли сразу параллельно велось по нескольким направлениям. В реализацию были запущены программы по разработке перспективных самолетов основных классов. Большинство из них курировал немецкий авиационный конструктор Курт Танк. В середине пятидесятых годов, контракт с ним был расторгнут и первоначальные планы были существенно пересмотрены. Тем не менее, определенных успехов аргентинцы достигли. В предыдущей статье по данной теме мы рассмотрели проект реактивного истребителя FMA I. Ae. 33 Pulqui II (Ссылка на статью). Новым читателям предварительно рекомендуем с ней ознакомиться. Помимо одномоторного истребителя классической фюзеляжной схемы, в Аргентине Курт Танк работал еще над двумя самолетами. А после этого уехал в Индию, где и продолжил свою профессиональную деятельность. Теперь более подробно.
По изначальному плану, первым аргентинским реактивным авиалайнером собственной разработки, должен был стать самолет FMA I. Ae. 36 Condor. Работы по нему велись с 1948 года. Конструктивно он должен был представлять собой цельнометаллический двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Фюзеляж машины имел вытянутую цилиндрическую форму, с определенным расширением в кормовой части, где располагалась силовая установка. Она должна была состоять из двух английских турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene II. Специфичное изменение размеров задней части фюзеляжа было обусловлено как раз применением именно этого типа двигателя с центробежным компрессором. Вместимость пассажирского салона предполагалось довести до сорока человек. Однако, все работы по этому изделию остановились на этапе постройки моделей и опытного прототипа. Гораздо большее повезло проекту легкого многоцелевого самолета FMA I. Ae. 35 Huanquero, работы по которому велись в это же время.
Конструктивно он представлял собой цельнометаллический двухдвигательный низкоплан с трехопорным убирающимся шасси и двухкилевым оперением. Кабина экипажа (состоящего из трех человек) со всем необходимым пилотажно-навигационным, контрольным и специальным оборудованием располагалась в носовой части фюзеляжа. Трапециевидное крыло самолета состояло из центроплана и двух съемных консолей. В состав его механизации входили элероны и щитки-закрыли. В качестве силовой установки применялись поршневые двигатели воздушного охлаждение с трехлопастным винтом. Они крепились в мотогондолах между центропланом и консолями крыла. В средней части фюзеляжа размещался грузовой или пассажирский отсек, а также различные элементы основных функциональных систем. Машина была доведена до серийного производства, хотя и весьма ограниченного (примерно шестьдесят штук). При этом серийные экземпляры выпускались сразу в нескольких спецификациях. Это легкий транспортный вариант, санитарный вариант, разведывательный и учебно-тренировочный варианты. Несмотря на скромные объемы производства, FMA I. Ae. 35 Huanquero оставался в эксплуатации в течение нескольких десятилетий. Некоторые летно-технические характеристики этого самолета приведены на скриншоте ниже.
Основной же послевоенный успех Курта Танка связан с его работой в Индии. Во второй половине пятидесятых годов руководство этой страны приступило к реализацию своих планов по развитию авиационной промышленности с прицелом на разработку и налаживание серийного производства боевых самолетов. Тогда же, в компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL), под руководством немецкого специалиста и начались реализация проекта перспективного многоцелевого реактивного истребителя. Он получил название HF-24 "Marut". Этот самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом, трехопорным шасси, боковым типом воздухозаборников и однокилевым оперением. Он был выполнен по классической фюзеляжной схеме с двумя турбореактивными двигателями, расположенными бок о бок в задней части фюзеляжа. За неимением возможности полностью разработать все необходимые системы, истребитель оснащался иностранным пилотажно-навигационным и специальным оборудованием. В состав вооружения должны были войти 30-мм пушки, бомбы различных калибров, а также неуправляемые ракеты.
Основная проблема этого самолета заключалась в поиске подходящего двигателя. Именно это и затянуло процесс разработки. Рассматривались различные типы английских, французских и советских силовых установок. В итоге, остановились на не самом лучшем варианте в виде британского турбореактивного Bristol Siddeley Orpheus Mk. 703. В принципе, это был надежный и хорошо освоенный в производстве двигатель, но развиваемой им тяги не хватало для получения высоких летных характеристик (максимальной скорости и скороподъемности). Построенные прототипы были подготовлены для проведения летных испытаний в 1961 году. Непосредственное серийное производство HF-24 "Marut" и передача машин в строевые части началась во второй половине шестидесятых годов. До этого несколько лет самолет находился в опытной эксплуатации. Всего построили только 147 экземпляров. В целом, несмотря на некоторые недостатки (к примеру по скоростным характеристикам и избыточной отдачи орудий), истребитель получил положительные отзывы. Хотя по сути, он больше соответствовал спецификации легкого ударного самолета (да и зачастую он применялся именно как ударник). После окончания работ над этим проектом, Курт Танк вернулся в Германию. Непосредственно разработкой новых самолетов он больше не руководил. В завершение обзора приведем таблицу с основными характеристиками первого индийского реактивного истребителя.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.