Обзор на основе публикаций газеты "Эль Паис" (Испания)
ЧИЛИ
4 сентября должно стать знаменательным днем в жизни Чили. В стране состоится плебисцит в отношении новой конституции. Чилийцы примут решение, утвердить ли ее текст или отвергнуть его. Неделю назад этот текст, работа над которым заняла целый год, был передан президенту Габриэлю Боричу (по правилам испанского языка его фамилия Boric читается как «Борик», но верх в Чили взяла традиция ее произношения по правилам хорватской общины, в которой воспитывался будущий глава государства).
Голосование будет проходить в обстановке значительной поляризации общества. Независимо от исхода плебисцита его проведение будет иметь важное символическое значение, т.к. новая конституция призвана заменить действующую, которая была принята в последние годы пиночетовской диктатуры.
Сама история возникновения и продвижения предлагаемой версии «закона законов» Чили отсчитывается от октябрьских волнений 2019 года. Тогдашний депутат Конгресса Борич завоевал симпатии многих чилийцев. Он, действуя вразрез со мнением собственной партии, подписал договор о достижении социального мира и разработке новой конституции.
Борич, человек левых взглядов, завоевал популярность в стране своей деятельностью в качестве студенческого лидера. Был выдвинут кандидатом на пост президента Чили. Победив на выборах, 11 марта 2022 года, в свои 35 лет стал самым молодым президентом в истории страны. Начиная с 1 апреля этого года, он самый молодой из всех глав государств в мире.
Конечно, оригинальный текст нынешней конституции, принятой при Пиночете еще в 1980 году, со временем претерпел изменения. Из него постепенно были удалены наиболее одиозные статьи. Но во время второго срока правления Мичель Бачилет (2014-2018 гг) все же решили приступить к коренной переработке всего текста. Эта деятельность была остановлена в период нахождения у власти заменившего ее на президентском посту Себастьяна Пиньеры.
25 октября 2020 года состоялся плебисцит, в котором чилийцы должны были высказаться, нужна или нет новая конституция. В результате 78% голосовавших (а в голосовании приняла участие половина граждан от списочного состава) высказались за идею разработки нового текста.
АРГЕНТИНА
В то время как Чили смотрит в будущее, Аргентина сражается с привычными для нее призраками и старается сделать так, чтобы нынешний кризис не превратился для нее в катастрофу. Политические диспуты между президентом Альберто Фернандесом и вице-президентом (и бывшим президентом) страны Кристиной Фернандес де Киршнер только способствуют ухудшению ситуации.
Киршнер добилась важной для себя аппаратной победы. Под давлением ее сторонников прежний министр экономики ушел в отставку, и это кресло заняла Сильвина Батакис, пользующаяся доверием Киршнер.
Данная перестановка, наряду со всеобщей боязнью, что начнется безостановочное падение песо, возбудила новые страхи в обществе, уже привыкшем жить в обстановке экономических кризисов. Корреспондент «Эль Паис» Мар Сентенера озаглавила свою публикацию о ситуации в Аргентине так: «Аргентинцы, чувствуя новый кризис песо, бросаются в магазины: “Если что-то видишь, покупай”.
КОЛУМБИЯ
Во вторник председатель колумбийской Комиссии по установлению истины, падре-иезуит Франсиско де Ру, представил доклад комиссии – труд, содержащий тысячи страниц текста. В нем предлагаются инструменты слома ситуации, существующей в стране шесть десятилетий. В продолжающийся конфликт втянуто все колумбийское общество. Он унес жизни более 450 000 человек, миллионы людей оказались вынуждены покинуть свои жилища, десятки тысяч считаются без вести пропавшими. Большую часть этого списка составляют гражданские лица.
В интервью газете де Ру говорит, что на следующий день ему предстоит поездка в Медельин, центр департамента Антиокия. Это то место, где зафиксировано наибольшее количество похищений людей, наибольшее количество убийств. Это самая крупная производственная зона.
Де Ру заявляет: «Если Антиокия захочет мира, в Колумбии будет мир. Если она его не захочет, его не будет». В данной связи его очень обрадовал факт встречи лидера Антиокии Альваро Урибе с только что избранным президентом страны Густаво Петро. Другими обнадеживающими факторами, по его мнению, является активизация работы по примирению со стороны церкви и наличие энергичной молодежи, желающей установления в стране новых порядков.
Очень важной темой, поднятой корреспондентами «Эль Паис», является готовность де Ру участвовать в качестве посредника в переговорах с Армией национального освобождения (ELN). Это та вооруженная сила, которая, в отличие от Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), не прекратила боевого противостояния правительству страны.
Падре рассказывает, насколько в 2017 году его впечатлила картина происходящего, когда после заключения мирного договора с FARC из 350 разных мест спускались с гор партизаны вперемешку с полицейскими и военными. При этом у обеих сторон были свои счеты из-за убитых в закончившейся войне товарищей.
Он считает, что мир не стал тогда окончательным из-за того, что место, покинутое FARC, тотчас же было занято разными диссиденствующими, ELN, структурами, связанными с наркобизнесом. К этому добавились случаи убийства бывших повстанцев, лидеров общественных организаций. По его мнению, мирный договор в Гаване прекратил войну между двумя армиями, но страна осталась разделенной.
Корреспонденты вспомнили, что он часто говорит о потерянной обществом чувствительности к происходящему. Он ответил, что перед столькими картинами страданий и горя у людей наступает отупление, и они смотрят на ситуацию как на проходящую перед ними будто на экране, наподобие некоего телесериала...
В докладе отражена роль наркобизнеса как одного из ключевых элементов насилия в стране. Падре считает, что данный фактор проявляет свое действие внутри самого сердца колумбийской экономики, как официальной, так и неофициальной. Однако он полагает, что ведущаяся против мафии война порождает новую войну. Он говорит, что надо начинать с серьезной работы по развитию сельских районов, с того, чтобы крестьянин стал земельным собственником. И, конечно же, нужна более серьезная и скрупулезная работа против преступных сетей, которая нуждается в более качественных разведывательных действиях и в улучшении юридической структуры.
На вопрос, не боится ли он, что доклад не будет воспринят как должно, де Ру ответил, что «то, что ты делаешь, никогда не получится столь хорошим, как ты мечтал, и столь плохим, как ты боялся». Всю эту историю он воспринимает как вызов самому себе и, со своей стороны, полон желания сделать все возможное для успеха дела, которым занимается.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2729 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА?")