Найти тему
Валерий Грачиков

Тезка императрицы по имени-отчеству с не менее властным характером

Так уж получилось, что две Марии Фёдоровны жили примерно в одно время – вторая половина XIX и начало XX века. Только одна была императрицей всероссийской. А другая, хоть императорские пожалования обошли ее стороной, была очень важной персоной во второй столице. А уж для домашних и тех, кто на нее работал – так вообще неизвестно, кто был важнее: императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III или Мария Фёдоровна Морозова – владелица дела фабрикантов Морозовых, мать того самого Саввы Морозова.

Портрет Марии Морозовой работы Валентина Серова, 1897 год.
Портрет Марии Морозовой работы Валентина Серова, 1897 год.

Надо понимать, что прежде чем Савва Морозов смог тратить деньги на всяких большевиков и актрис вроде Марии Андреевой, только потому, что до него уже был создан базис и основа огромных денег семьи Морозовых. Конечно, Савва Тимофеевич и сам был не промах. Недаром его выдвигали в 31 год на пост московского городского главы, а еще ранее выбрали на Нижегородской ярмарке председателем комитета. Но хорошо быть светлой головой, когда тебе уже не надо зарабатывать первый миллион. И второй тоже, надо только приумножать состояние. Основу создали папенька и маменька. Особенно маменька.

Машу выдали замуж в 16 лет. Причем уже с самого начала к ее жениху предъявлялись самые, так сказать, жесткие требования. Потому что Маша Симонова по матери была племянницей известных московских фабрикантов-старообрядев Солдатенковых. И так как отец Маши к тому моменту отправился на небеса, то жениха девушке выбирал ее дядя Козьма Солдатенков, тем более, что у него прямых наследников не было и все должно было отойти племянникам и племянницам. А Маша с самого детства показала себя толковой девочкой. Поэтом у и жениха ей искали: а) в обязательном порядке из старообрядцев, б)из семьи богатых промышленников, чтобы родовое состояние приумножалось. Машино мнение по поводу замужества если кого и интересовало, то не очень сильно, такие были времена – родители лучше знали, кто девушке понравится. А самое главное, кто состоянием правильно распорядится.

-2

Поэтому муж у Маши оказался толковый – текстильщик Тимофей Саввич Морозов. И муж с женой на пару свое состояние, оставленное родителями, приумножили и увеличили. Особенно Мария Фёдоровна, причем уже после того как родила 10 детей, 6 из которых выросли. Потому что Тимофея Саввича в 1889 году не стало, а по его последней воле наследницей всего дела стала жена. Хотя к тому моменту уже подрастал амбициозный и энергичный Савва.

У Марии Фёдоровны была не только деловая хватка, но и некоторые оригинальности в поведении. Все знают, что Говард Хьюз прославился боязнью микробов, от которых он постоянно спасался. Так вот, у Марии Фёдоровны имелось что-то похожее, хоть микробы тогда и не стали трендом. Тем не менее, ее тяга к чистоте приняла оригинальные формы, так как хозяйка регулярно заставляла слуг протирать дверные ручки одеколоном после того, как к ним прикасались посторонние. Еще одна занятность заключалась в том, что Мария Фёдоровна активно внедряя технические новшества на принадлежащей Морозовым Никольской мануфактуре, дома предпочитали использовать свечи.

«Она была целиком проникнута одним горячим желанием — пользы, успеха и процветания Товариществу, но при этом она обладала целым рядом нравственных качеств…ей было присуще огромное обаяние, простота, душевное участливое отношение к подчиненным»

Поэтому – внедрение технических новшеств, переход от ориентирования на ярмарочную торговлю (в основном на Нижегородскую ярмарку) к стратегии постоянного сбыта товара через постоянные торговые конторы в крупных российских городах (сейчас мы бы назвали их отделами сбыта). В общем, Мария Фёдоровна была опорой мужа, создавая ему крепкий семейный тыл и подставляя верное плечо. А потом взялась за дело сама и продолжила, и приумножила. А заодно и контролировала метания и стремления увлекающегося Саввы Тимофеевича, который хоть и был толковый промышленник, но уж слишком увлекающийся.

-3

Не все в ее жизни было гладко. А у кого из нас все бывает просто, даже, если и не приходится постоянно думать о хлебе насущном. И, как мне кажется, всю сложную натуру Марии Фёдоровны Морозовой, хозяйки одного из самых знаменитых дореволюционных предприятий России передает портрет Серова. А ведь этот великий художник абы кого не рисовал, заказчики у него сплошь были весьма серьезными.

---------

Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.