17 июня ушел из жизни один из главных актеров не только французского кино, но и кино XX века вообще — Жан-Луи Трентиньян, часто спокойный, почти всегда интеллигентный и неизменно грустный. Не помню ни одного фильма с ним, где бы он играл абсолютно счастливого человека (да таких людей, в общем-то, и не бывает).
Давайте немного с опозданием, но все же вспомним его лучшие роли — не те, которые, как «Мужчина и женщина», принесли ему мировую славу, а те, которые менее известны, но их хочется пересматривать бесконечно.
1. Веселенькое воскресенье
Vivement dimanche!, 1983
Романтический детектив от Франсуа Трюффо с Трентиньяном и Фанни Ардан под названием, которое чаще переводят как «Скорей бы воскресенье!». Но я смотрела его с пленки в советском дубляже в кинотеатре «Иллюзион», поэтому для меня «Веселенькое воскресенье» останется таковым даже несмотря на уже упомянутую трентиньяновскую грусть.
2. Конформист
Il Conformista, 1970
Вечная классика, которую обязательно будут показывать в школах, когда наконец случится социалистическая революция. Наглядная демонстрация феномена фашизма на примере судьбы одного человека, блестяще сыгранного нашим героем.
Бонус: потрясающая архитектура Рима и не только, о которой на канале был отдельный материал:
3. Запыхавшись
Col cuore in gola, 1967
Место действия — Лондон, в главной роли — Жан-Луи Трентиньян, который расследует убийство, а в режиссерском кресле — не кто иной, как Тинто Брасс, известный фильмами совершенно иного рода. Здесь же — не эротика, а скорее джалло, да еще и мегахудожественное, с раскадровками от гениального иллюстратора Гвидо Крепакса. В общем, подлинное воплощение яркой и неповторимой эстетики 60-х с ее модой, музыкой, комиксами и дизайном.
4. Похищение в Париже
L'attentat, 1972
Политический фильм Ива Буассе рассказывает о гремевшем тогда деле о похищении и убийстве Бен Барки, марокканского марксиста и лидера национально-освободительного движения. И хотя здесь целое созвездие актеров и все как на подбор (Волонте, Пикколи, Кремер, Нуаре, Шайдер и др.), ключевая роль отдана именно Трентиньяну, который сыграл очень показательного персонажа: представителя интеллигенции, который оказывается ненадежным и в финале предает и людей, и свои идеалы.
Ив Буассе, кстати, любил снимать социальное и политическое кино. Об одном из таких фильмов — «И как Икар» с Ивом Монтаном — можно почитать на канале:
5. Человек умер
Un homme est mort, 1972
Француз Жак Дере — не просто режиссер, но еще и эстет. Ему принципиально не только что и как снимать, но и где снимать, поэтому для своих фильмов он выбирает самые красивые и атмосферные локации. «Человек умер» снят в Лос-Анджелесе, причем это не взгляд очередного заезжего туриста, а взгляд человека, увлеченного городской средой и очарованного этим палящим на задворках солнцем. Трентиньян здесь прекрасен, как и все остальное, хотя грустнее его в этом фильме никого и нет: печальнее приговоренного к смерти человека может быть только сама смерть.
Что из фильмографии Жана-Луи Трентиньяна посмотреть еще:
- Трентиньян праздничный (но тоже грустный) в фильме «Моя ночь у Мод» Эрика Ромера про одно черно-белое Рождество. Кстати, найдите 10 отличий от нашей «Иронии судьбы», снятой шестью годами позже.
- Трентиньян экспериментальный в фильме «Трансъевропейский экспресс» писателя Алена Роб-Грийе, представителя причудливого литературного направления «новый роман».
- Трентиньян криминальный в фильме тоже Жака Дере «Полицейская история». Тут он совсем не тот культурный человек в костюмчике и галстуке, которого мы привыкли видеть, а опасный рецидивист, которого выслеживает детектив в исполнении Алена Делона.
Приятного просмотра, если какие-то из этих фильмов не видели. И напишите в комментариях про своего любимого Трентиньяна.
Светлая память!