Найти тему

Как читать научные статьи?

Оглавление

Всем нам рано или поздно приходится читать что-то научное. И даже если вы уже давно не студент вуза, которому нужно писать диплом, и не работаете в сфере, где важно постоянно следить за новинками научного мира, иногда возникает необходимость прочесть научную статью, монографию или целое исследование. Но как же это сделать, не уснув на полстраницы? Сейчас расскажем!

Начните с названия

О чем будет этот научный текст? Какой проблеме он посвящен? Ответы на эти вопросы стоит искать в названии. Внимательно прочитайте его, это поможет структурировать мысли и настроить себя на осознанное чтение.

Посмотрите на оглавление или быстро просмотрите структуру

-2

То, насколько текст структурирован — то есть выделены ли в нем главы, параграфы — важный показатель хорошей работы. Обычно содержание и опорные смысловые точки в работе выводятся в оглавление. Прочтите его.

С чего все начинается? Где располагается теоретическая, а где практическая части? Есть ли там вообще практическая часть, эксперимент?

Пролистайте весь текст целиком. Обратите внимание на то, как выделены те самые главы и параграфы, где находятся таблицы и графики — в тексте или в приложениях, так что придется отматывать в конец, чтобы ознакомиться с ними.

Если времени мало, переходите сразу к выводам

-3

У любого научного текста есть введение, где проблема поднимается и описывается в первый раз, главы, где она рассматривается подробно и со всех сторон, и выводы — то, ради чего собственно и писалась статья или книга. Да, знакомясь лишь с выводами, вы получите менее полное понимание хода мысли автора, зато сможете сэкономить время, если это необходимо.

Выделяйте

Если есть возможность, распечатайте текст и возьмите маркер. Если текст электронный, скачайте приложение для выделения (такие функции есть в Adobe Reader).

-4

Что точно нужно выделять?

  • Определения. Это то, как автор видит этот мир и эту проблему. Что он включил в определение и — еще важнее — что он туда НЕ включил?
  • Новые термины. Авторы часто вводят какое-то свое новое понятие. Важно зафиксировать его и спросить себя: а нужно ли было это новое понятие? Чем оно похоже на старые? Может быть, можно было обойтись ими? В чем новизна?
  • Составляющие части. Если в работе рассматривается какое-то явление по частям, то в начале названия всех частей перечисляются. Есть смысл зафиксировать их сразу.
  • Последовательности. С чего все началось, что было потом и чем закончилось? Важно для исторических текстов, а также любых работ, где описывается цикличность.
  • Выводы. Их нужно выделять ярко, так как обычно именно они понадобятся при ответе или пересказе статьи. Но не стоит заливать текстом весь абзац. Идеально — два-три предложения или вообще словосочетания, которые не стоят рядом, но при прочтении вместе дают исчерпывающее предложение.

Задавайте вопросы

-5

Будьте критичны. От того, что так написал автор, мир не стал именно таким, как он описал его. Всегда есть что-то, что было им не учтено и полезно это подмечать. Что автор пропустил и почему? Упомянул он это в тексте или даже не заметил? Хорошие авторы понимают, что у проблемы есть много аспектов и они прямо и честно пишут: мы здесь рассматриваем только этот, про остальные я знаю, но расскажу в другой раз.

Выпишите краткий конспект

Можно на полстранички. Это поможет при устном ответе или когда будете описывать книгу уже в своей работе.

-6

Что записать?

  • Имя автора
  • Когда работал
  • Самые известные его или ее работы
  • Основные выводы
  • + подчеркнутые определения, последовательности и термины для полноты картины

Мы надеемся, что эти советы помогут вам эффективнее учиться и писать более полные, целостные и интересные курсовые, дипломные и другие научные работы!