Всем нам рано или поздно приходится читать что-то научное. И даже если вы уже давно не студент вуза, которому нужно писать диплом, и не работаете в сфере, где важно постоянно следить за новинками научного мира, иногда возникает необходимость прочесть научную статью, монографию или целое исследование. Но как же это сделать, не уснув на полстраницы? Сейчас расскажем!
Начните с названия
О чем будет этот научный текст? Какой проблеме он посвящен? Ответы на эти вопросы стоит искать в названии. Внимательно прочитайте его, это поможет структурировать мысли и настроить себя на осознанное чтение.
Посмотрите на оглавление или быстро просмотрите структуру
То, насколько текст структурирован — то есть выделены ли в нем главы, параграфы — важный показатель хорошей работы. Обычно содержание и опорные смысловые точки в работе выводятся в оглавление. Прочтите его.
С чего все начинается? Где располагается теоретическая, а где практическая части? Есть ли там вообще практическая часть, эксперимент?
Пролистайте весь текст целиком. Обратите внимание на то, как выделены те самые главы и параграфы, где находятся таблицы и графики — в тексте или в приложениях, так что придется отматывать в конец, чтобы ознакомиться с ними.
Если времени мало, переходите сразу к выводам
У любого научного текста есть введение, где проблема поднимается и описывается в первый раз, главы, где она рассматривается подробно и со всех сторон, и выводы — то, ради чего собственно и писалась статья или книга. Да, знакомясь лишь с выводами, вы получите менее полное понимание хода мысли автора, зато сможете сэкономить время, если это необходимо.
Выделяйте
Если есть возможность, распечатайте текст и возьмите маркер. Если текст электронный, скачайте приложение для выделения (такие функции есть в Adobe Reader).
Что точно нужно выделять?
- Определения. Это то, как автор видит этот мир и эту проблему. Что он включил в определение и — еще важнее — что он туда НЕ включил?
- Новые термины. Авторы часто вводят какое-то свое новое понятие. Важно зафиксировать его и спросить себя: а нужно ли было это новое понятие? Чем оно похоже на старые? Может быть, можно было обойтись ими? В чем новизна?
- Составляющие части. Если в работе рассматривается какое-то явление по частям, то в начале названия всех частей перечисляются. Есть смысл зафиксировать их сразу.
- Последовательности. С чего все началось, что было потом и чем закончилось? Важно для исторических текстов, а также любых работ, где описывается цикличность.
- Выводы. Их нужно выделять ярко, так как обычно именно они понадобятся при ответе или пересказе статьи. Но не стоит заливать текстом весь абзац. Идеально — два-три предложения или вообще словосочетания, которые не стоят рядом, но при прочтении вместе дают исчерпывающее предложение.
Задавайте вопросы
Будьте критичны. От того, что так написал автор, мир не стал именно таким, как он описал его. Всегда есть что-то, что было им не учтено и полезно это подмечать. Что автор пропустил и почему? Упомянул он это в тексте или даже не заметил? Хорошие авторы понимают, что у проблемы есть много аспектов и они прямо и честно пишут: мы здесь рассматриваем только этот, про остальные я знаю, но расскажу в другой раз.
Выпишите краткий конспект
Можно на полстранички. Это поможет при устном ответе или когда будете описывать книгу уже в своей работе.
Что записать?
- Имя автора
- Когда работал
- Самые известные его или ее работы
- Основные выводы
- + подчеркнутые определения, последовательности и термины для полноты картины
Мы надеемся, что эти советы помогут вам эффективнее учиться и писать более полные, целостные и интересные курсовые, дипломные и другие научные работы!