Отто Кернберг психиатр и психоаналитик, который представил для рассмотрения концепт погранично организованной личности и связанной с ней нарциссической патологией.
В этой концепции центральное место занимает теория объектных отношений, согласно которой у маленького ребенка с перых дней начинает формироваться внутреннее представление о себе и о мире. Эти представления оформляются в «Я-концепцию». Внутренние представления человека о себе и другом (я и объект), его представление о том, как они ладят друг с другом, в совокупности известны как внутренние объектные отношения.
Эти объектные отношения рассматриваются как строительные блоки, организующие внутреннюю жизнь людей. Информация, хранящаяся во внутренних объектных отношениях, включает эмоциональный тон этих отношений. И хотя в контексте данных отношений может возникать множество эмоций, обычно существует доминирующий тон или «аффект», отражающий то, как обычно, ощущаются отношения.
Когда младенцы взаимодействуют со своими родителями, они начинают формировать внутренние объектные отношения. Этот опыт сохраняется вместе с интенсивными эмоциональными состояниями, сопровождавшими эти взаимодействия с «объектом» (родителем).
Предполагается, что младенцы еще не испытывают тонких эмоций, поэтому эти эмоциональные состояния обычно представляют собой крайнее удовольствие или крайнее неудовольствие.
Именно во время этих интенсивных эмоциональных состояний у младенцев развивается представление о себе по отношению к другому человеку (объекту). В зависимости от того, как протекают такие взаимодействия, эти представления могут принимать разные формы.
Примером может служить репрезентация напуганного, слабого «я» (ребенка) и мощного, угрожающего объекта (родителя), связанных вместе через аффект страха. Хотя объектные отношения основаны на реальных взаимодействиях, они необязательно являются реалистичными и беспристрастными записями этих взаимодействий. Вместо этого они сочетают ранние впечатления и воспоминания с воображаемыми взаимодействиями с другими людьми.
Фактическая и выдуманная информация смешиваются вместе, и все это организовано в соответствии с доминирующим аффектом, характерным для этих отношений. Однажды сформировавшись, эти пары объектных отношений (диады я-другой) функционируют как шаблоны, с помощью которых можно понять более поздние отношения.
Эти диады внутренних объектных отношений активируются в будущих отношениях и влияют или даже определяют то, что люди будут испытывать и как относиться к другим. Таким образом, они функционируют как своего рода линзы, которые окрашивают восприятие и ожидания людей относительно их будущих отношений.
Считается, что на очень ранних стадиях младенческого развития позитивно настроенные объектные отношения строятся отдельно от отношений, связанных с негативным аффектом. Таким образом, у младенца будет две отдельные репрезентации объекта для каждого объекта, например, объект «хорошая мамочка» для хранения положительных эмоций, а объект «плохая мама» — для хранения негативных эмоций.
Обычно ожидается, что в ходе нормального детского развития и взросления эти две поляризованные репрезентации объединятся в единую, более сложную объектную репрезентацию, содержащую положительные и отрицательные чувства, связанные с объектом (в данном случае мамой). Однако в некоторых случаях этой интеграции не происходит. Это отсутствие интеграции создает основу, на которой может возникнуть личностное расстройство.
Здоровая организация взрослой личности требует, чтобы ранние противоположно окрашенные объектные отношения были интегрированы и организованы в единую репрезентацию. Мир, который окружает нас, содержит не только черное и белое, не только хорошее и плохое, он сложен, содержит много оттенков, и здоровая личность в состоянии приспособиться к этой сложности и уловить разнообразие и нюансы эмоциональных реакций.
У таких людей развивается достаточно реалистичное и точное понимание себя и других. Они способны представлять, как сильные, так и слабые стороны одновременно. Это допускает амбивалентные и противоречивые чувства. Менее здоровые личности основаны на постоянно поляризованных и еще не интегрированных объектных отношениях. Они не могут представлять что-то хорошее и плохое одновременно. Вместо этого хорошие и плохие репрезентации «отщепляются» друг от друга.
Лучшее, на что способна такая личностная организация, — это переключаться с одной поляризованной репрезентации объекта «все хорошо» или «все плохо» на другую. При этом они быстро переключаются с резко отрицательных ощущений на резко положительные, а затем обратно. Это характерно для лиц, у которых диагностированы личностные расстройства.
Фрагментированные, экстремальные и отщепленные репрезентации себя-других мешают человеку развивать последовательное представление о себе и других людях. Часто люди с таким расщепленным чувством себя не осознают себя одним и тем же человеком во времени и в разных ситуациях.
Они могут совершенно по-разному относиться к себе и своей жизни день ото дня. Точно так же они воспринимают своих партнеров по отношениям как обладающих очень разными качествами в разное время. Совсем неудивительно, что эти люди действуют таким образом, который отражает их изменчивое восприятие себя и других. Например, изменчивое самоощущение может означать частую смену карьеры, партнеров по отношениям, условий жизни и даже жизненных целей и ценностей.
Это связано с тем, что люди с дезинтегрированной личностью просто не могут одновременно принять и хорошие, и плохие качества человека. В этот момент довольно легко представить, что такие быстро меняющиеся переживания себя и других вызывают очень сильные чувства.
Эти сильные чувства могут привести к конфликту и разочарованию. Можно представить боль, гнев и замешательство, которые испытывают другие люди в отношениях с этими дезинтегрированными личностями.
Продолжение о трех уровнях организации личности читайте в следующих статьях, чтобы не пропустить – подписывайтесь на канал!)
Читайте статью: Случай истерической каталепсии у молодой француженки, который произошел в 18 веке.