Эта тема кажется "детской", благополучно изученной ещё тогда, в "началке". И вдруг она оказывается в списке экзаменационных. Почему? Да потому что "без неё никуда"! 😄 Это базовая тема, и знание её делает нашу письменную речь грамотной.
Пришло время поговорить о безударных гласных в корнях слов.
Вспомним простой алгоритм действия:
1)определяем в слове корень (для этого подбираем однокоренные слова, они могут быть разных частей речи, но непременно с одним лексическим корневым значением),
2)определяем ударный слог (гласные в ударных слогах являются ударными 😉),
3)все прочие гласные в корне являются безударными, с ними и будем работать,
4)на этом этапе вспоминаем, что безударные гласные могут быть ●проверяемыми, ●непроверяемыми или ●чередующимися,
✔️Начнём с последних, так как именно чередующиеся гласные живут по своим законам, а нарушать их категорически запрещается❗️
Чередующиеся гласные НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ ТЕМ СПОСОБОМ, КОТОРЫЙ МЫ ПРИМЕНЯЕМ ДЛЯ БЕЗУДАРНЫХ ПРОВЕРЯЕМЫХ и НЕПРОВЕРЯЕМЫХ ГЛАСНЫХ! То есть искать однокоренное проверочное слово или изменять форму данного слова для постановки безударной гласной в ударную позицию НЕЛЬЗЯ!
ПРИМЕР📌
Если мы имеем слово З *РЯ с безударной гласной О или А в корне, то проверочное слово нам не поможет 🤷. Мы получим или О (зОрька), или А (зАрево). А всё потому, что перед нами корень с чередованием (то есть с равной возможностью одной из двух гласных в корне В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПРЕДЕЛЁННЫХ УСЛОВИЙ🤔).
Для корней с ЧЕРЕДОВАНИЕМ работает ПРАВИЛО ВЫБОРА УСЛОВИЯ:
1. Чередование гласных зависит от УДАРЕНИЯ:
ГОР/ГАР
ТВОР/ТВАР
КЛОН/КЛАН
В данных корнях В БЕЗУДАРНОМ ПОЛОЖЕНИИ пишется О (под ударением ЧТО СЛЫШИМ, ТО И ПИШЕМ).
Примеры: загОрелый, поклОнился, сотвОрение.
✔️Исключения: выгАрки, изгАрь, пригАрь,
утвАрь (в современном языке всё слово является корнем).
Помним о том, что бывают ОМОНИМИЧНЫЕ корни (созвучные, но с иным лексическим знаением). К ним правило "ВЫБОРА УСЛОВИЯ" не применяем. Обычно это слова с безударными проверяемыми гласными (гОревать - гОре, гОрушка - горка, клОнировать-клОн) или словарные слова (горизонт, городской).
ЗОР/ЗАР
❗️В безударном положении пишем А (сравнить с корнями гор/гар, твор/твар, клон/клан)!
Примеры: зАря, зАрница... (под ударением что слышим, то и пишем: зОрька, зАрево).
Исключения: утвАрь, зОревать(встречать рассвет, не спать).
❗зОрянка (если речь идёт о всполохах, отблесках молний) и зАрянка (если птица).
Не забываем про омонимичные варианты внутри СОЗВУЧНЫХ частей слов : проЗОРливый (нет чередования!).
2. Чередование гласных зависит от ПОСЛЕДУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ:
ЛАГ/ЛОЖ (А перед Г, О перед Ж)
РАСТ(РАЩ)/РОС (А перед СТ и Щ, О без СТ и Щ)
СКАК/СКОЧ (А перед К, О перед Ч).
Примеры: полОЖить/слАГать, подрАСТать/ вырАЩенный/вырОсли, скАКалка/ выскОЧка.
✔️Исключения:
полОГ (сейчас - лог- является частью корня).
отрАсль, рОсток, рОстовщик, РОстов, РОстислав, подрОстковый, на вырОст
скАчок, скАчу, скАчи...
Обратите внимание на смысловое родство корней с данными чередованиями, не забывайте об омонимичных случаях.
3. Чередование гласных зависит от СУФФИКСА А после корня:
кАсА/кОс
Примеры: кАсАтельная/кОснуться
Лексическое значение корней с данным видом чередования - "дотрагивание", "касание".
Не забываем про омонимичные корни и буквосочетания : косой, косить, коса, костистый и пр. Их не рассматриваем среди чередований!
И ещё 9 пар корней:
бЕр/бИрА
тЕр/тИрА
пЕр/пИрА
дЕр/дИрА
мЕр/мИрА
жЕг/жИгА
чЕт/чИтА
стЕл/стИлА
блЕст/блИстА
Примеры: забЕру /забИрАть, тЕреть/вытИрАть, отпЕреть/отпИрАть, удЕру/ удИрАть, замЕреть/замИрАть, зажЕг/ зажИгАть, вычЕт/ вычИтАть, расстЕлить/расстИлАть, блЕстеть/блИстАть
Исключение: сочЕтАть, сочЕтАние, бракосочЕтАние, словосочЕтАние, побИрушка, обжИг, розжИг...
Внимание❗ К группе данных корней с чередованием Е и И примыкает большое число слов с омонимичными корнями или буквосочетаниями: примИрять (мИр), примЕрять ( примЕрка), МЕРкантильный, суМЕРечный, ПЕРечный, ПИРовать, ПЕРчатки, оПЕРа, ДИРижировать, СТИЛистика, оБЕРег и много-много других.
📌Следует присмотреться к лексическому значению чередующихся корней, чтобы ошибочно не искать чередования там, где их нет❗
4. Чередование гласных зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:
мОк/ мАк
мОк - пропускать жидкость, становиться мокрым
мАк - опускать в жидкость, смачивать поверхность
Примеры: вымОкли под дождём, обмАкнуть кисточку в краску.
рОвн/рАвн
рОвн - гладкий, ровный, прямой
рАвн - одинаковый, равный
Примеры: подрОвнять чёлку, решить урАвнение.
Исключение: порОвну, рАвнина
5. Чередование в корнях ПЛОВ/ПЛАВ/ПЛЫВ
✔️О - в словах ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА, ПЛОВЦЫ
✔️Ы - в слове ПЛЫВУН (грунт) и в словах, образованных от глагола ПЛЫТЬ : ПЛЫВЁТ, ПЛЫВУЩИЙ, ЗАПЛЫВ, НАПЛЫВАТЬ, РАСПЛЫВАТЬСЯ...
Во всех остальных случаях следует писать А: поплАвок, плАвник...
6. КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ИМ/А(Я) и ИН/А(Я)
Примеры : отнИМать/ отнЯть, начИНать/ начАть
✔️Есть ещё корни с чередованием, которые знать полезно😉 (кроп/крап, сед/сид...)
❗❗❗Если КОРЕНЬ НЕ относится к случаям С ЧЕРЕДОВАНИЕМ, то безударную гласную необходимо поставить ПОД УДАРЕНИЕ, изменив в слове окончание (форма слова) или подобрав однокоренные слово.
моря - мОре, весна - вЁсны
разговаривать - гОвор, лесистый - лЕс.
📌ВНИМАНИЕ❗Безударную гласную в корне ГЛАГОЛА СОВЕРШЕННОГО вида НЕЛЬЗЯ проверять ударной гласной ГЛАГОЛА НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА!
опОздать или опАздать? Данный глагол НЕЛЬЗЯ проверять глаголом ОПАЗДЫВАТЬ, так как вид у них разный (совершенный и несовершенный). Проверять безударную гласную будем не глаголом, а, например, наречием.
опОздать - пОздно.
📌Внимание!❗При подборе однокоренного слова помним о том, что ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ корней должно быть ОДИНАКОВЫМ. Есть созвучные слова, но с разными гласными из-за несовпадающего лексического значения.
Примеры:
примИрять - мир и примЕрять - примЕрка,
скрЕпя - крепко и скрИпя - скрИп,
просвЕщение - свет и посвЯщение - свЯтость.
Но часто гласную проверить не получается, и причин тут 2:
или не приходит на ум проверочное слово, хотя оно и есть😲, или ПРОВЕРОЧНОГО СЛОВА НЕТ🙅♀️. Если его НЕТ, то можно смело утверждать, что слово является словарным и требует обращения к словарю и запоминания🙆♀️: тОмат, дЕлИкатный, кАнОнада...
✔️Важно учитывать, что подлежат проверке безударные
А, Я, О, Е, И. Остальные гласные трудности не представляют!