Завоевать любовь у аудитории довольно непросто, ещё сложнее бывает её удержать. Предпочтения фанатов с годами подвержены разным капризам, колебаниям, метаморфозам и предубеждениям. Да и не всем на протяжении своей карьеры удаётся соответствовать заданным некогда высоким стандартам, и тем ценнее бывает привязанность публики к музыке отдельных исполнителей. Хотя бы на протяжении нескольких лет, а уж если речь идёт о десятилетиях, так и подавно. Когорта таких "любимцев" немногочисленна, и Nazareth в неё безусловно входят.
Продолжаю рассказ о группе, начало здесь:
Начав тур в поддержку альбома "Hair of the Dog" осенью 1975 в Канаде (на разогреве их сопровождала местная группа Rush, только что выпустившая свою третью пластинку), Nazareth продолжили его в 1976-ом долгим турне, совместном с Deep Purple, которые продвигали тогда свой "Come Taste the Band". Турне началось 14 января в Ларго и завершилось 4 марта в Денвере, включив в совокупности всего 33 концерта.
После своего выхода в свет "Hair Of The Dog" был признан одним из краеугольных камней в истории тяжелого рока, а сами Nazareth стали группой с мировым именем, что было подтверждено компиляцией 1975-го года "Greatest Hits", которая в течении 22-х недель продержалась в шведском хит-параде. Прежде чем перейти на "Mountain", группа одарила свой прежний лейбл "Mooncrest" еще одним хитом – кавер-версией песни "My White Bicycle", ранее известной в исполнении группы Tomorrow. Он достиг 14-го места в хит-параде синглов весной 1975-го, и это был последний такого рода успех.
Второй по популярности в нашей стране альбом "Назаретян" – их седьмой студийник "Close Enough for Rock ’n’ Roll", записанный в Канаде на "Le Studio", вышел в марте 1976 года. В Британии диск пользовался скромным успехом, зато в Канаде он смог подняться до 12-й позиции национального хит-парада. Здесь тоже наличествовали жанровые эксперименты и стилистические изыски. Название альбома восходит к шутке, известной среди гитаристов: "Не важно, насколько хорошо настроена твоя гитара – лишь бы строила для рок-н-ролла".
Дэн Маккафферти о нём обмолвился кратко:
"Первый альбом, записанный нами в Канаде на "Le Studio". А концерты с той поры неизменно открывает Telegram".
На рок-пластинках не бывает предварительных ласок, обычно продюсер ставит ударный трек первым по списку, чтобы сразу же взять слушателей в "оборот". Здесь обстоит также: заглавный трек "Telegram" – главная жемчужина диска. Он представляет собой четырехчастную историю гастролей рок-групп 70-х годов и описывает последовательно: похмелье, путешествие на самолете и лимузине, таможню, FM-радио, девушек, завтрак, прием для прессы, саундчек и, наконец, шоу под настойчивую гитару.
Тревожные фортепианные аккорды и басовые метки слабых долей (обе партии исполнил Пит Эгнью) сразу же задают характерную аутентичную атмосферу. Во второй его части задействован кавер "So You Want to Be a Rock’n’Roll Star" рок-группы The Byrds. А далее последовал блистательный бенефис гитарных дел мастера Мэнни Чарлтона. Наверное, большинство его уровень квалификации смогли по достоинству отметить только после "Telegram".
Трудно представить танцплощадку в СССР конца 70-х, где бы не ставили этот забойный номер. И если Nazareth, начиная с 1976 года, им обычно открывали свои шоу, то у нас его чаще запускали в конце, "на посошок". Ещё помню, как в студенческом лагере её ставили на трансляцию по утрам, чтобы мы поскорее вскакивали с коек и бежали на встречу радостям жизни.
Акустическая пьеса в "ре-мажор" "Vicki", следовавшая следом, на контрасте только усиливала драйвовый эффект первой композиции Другими популярными треками были "Vancouver Shakedown" и "Carry Out Feelings". Причём, в первой из них группа неожиданно вторглась на территорию глэм-рока, а вторая – это же типичное рэгги.
Зато "Lift the Lid" предстала вроде бы узнаваемым "назаретовским" номером, правда, с элементами фанка, как и "прифанкованная" "Born Under the Wrong Sign". А никто ведь и не обещал, что музыка группы, словно муха в янтаре, жанрово законсервируется раз и навсегда.
В 1976 году в авиакатастрофе погибает менеджер группы Билл Фехилли. Музыканты признались, что без его помощи Nazareth никогда бы не преодолели границы Англии – не говоря уже о других странах. Его памяти музыканты посвятили альбом "Play ’n’ the Game", вышедший в том же году. На обложке диска указано: "Этот альбом целиком посвящается Биллу Фехилли, чьи вера и дух по-прежнему с нами".
Как его характеризовал Дэн Маккафферти: "Назовский альбом для вечеринок". Музыка представляет мощный драйвовый рок, который сделал группу знаменитой за ее экспериментальное звучание в различных музыкальных жанрах. "Down Home Girl", например, – явная проба себя в "сатерн-роке", "Waiting for the Man" – причудливый фанк, "Wild Honey" – кавер-версия классического хита группы The Beach Boys, замедленная до такой степени, что создает загруженную эффектами психоделическую атмосферу. В то время как "Somebody to Roll" и "Born to Love" являют собой классические образцы чисто гитарного драйва.
Бесспорно, ярчайшие места в альбоме – это его баллады "I Want to Do Everything for You" и "I Don't Want to Go on Without You" – грустная повесть о потерянной любви, в которой гитарист Мэнни Чарлтон в который раз демонстрирует свой талант создавать мягкие, но мощные гитарные риффы, нанизывающие на себя всю арпеджиовую структуру.
Как и предыдущий альбом, он прошёл незамеченным в Великобритании, в то время как группа была очень популярна в Канаде. Кроме того, "Play ’n’ the Game" открыл Nazareth дорогу к сердцам поклонников в Южной Америке. В США это тоже было большое для Nazareth время – американский лейбл "A&M Records" утвердил их в качестве своих первостепенных подопечных.
Компания "Mountain" владела правами на издание старого материала Nazareth, и они стремились получить с этого по возможности больше. В 1976 году был выпущен сборник "Hot Tracks". Альбом охватывает периоды от альбома "Razamanaz" до "Play 'n' the Game".
Спустя год, в ноябре 1977-го, вышел девятый альбом группы – "Expect No Mercy" – он обозначил их переход в категорию AOR-групп – новое ответвление в рок-музыке, созданное такими популярными в то время группами, как Eagles и Fleetwood Mac. В песне Мэнни Чарлтона "Shot Me Down" вы можете отчетливо уловить влияние Fleetwood Mac. Кроме того, Nazareth записали кавер-версию классического хита Рэя Чарльза "Busted" и "Gone Dead Train" Рэнди Ньюмена, достигшую в хит-параде синглов 49-го места. Другой сингл, "Place In Your Heart", не достиг даже 70-й позиции.
Пластинка "Expect No Mercy" стала символом творческого кризиса шотландского коллектива. По отзывам критиков, аранжировки стали пресными, композиторский талант значительно потускнел, драйв стих. В музыке появились элементы поп-харда и пауэр-попа. Причина кризиса была проста – музыканты устали от изматывающих гастролей, общения с фанатами и нескончаемых записей.
В 1978 году перед началом работы над новым альбомом в Nazareth был приглашён Зэл Клеминсон, ставший пятым участником группы. Зэл до того был известен своей ролью в группе The Sensational Alex Harvey Band, где он выступал с 1972 по 1978 год.
Со слов Мэнни Чарлтона, идея взять второго гитариста принадлежала ему – мол, квартету требовалась "свежая кровь".
"No Mean City" записывался в 1978 году на английском острове Мэн в студии "Ballastowell Farm", запись сводилась на "Mountain Studios" в Швейцарии (Монтре). Он вышел в первых числах января 1979 года на лейблах "Mountain Records", "Vertigo" и "A&M Records" в Великобритании, Европе и США с Канадой соответственно. Продюсером выступил Мэнни Чарлтон. Это был второй "назаретовский" альбом после "Exercises", не содержащий хотя бы одной кавер-версии.
Название диска позаимствовано из романа "No Mean City" 1935 года, написанного соавторами Александром МакАртуром и Кингсли Лонгом. Обложку альбома нарисовал Родни Мэттьюз, английский художник-иллюстратор в стиле фэнтези, делавший до того обложки многим другим известным европейским исполнителям. Она станет самой популярной обложкой Nazareth, я обнаруживал множество любительских попыток её повторить в разных видах и формах.
Помимо обложки в нашей стране он был в числе любимых из-за наличия жёстких блюз-роковых вещей. Две гитары таких разных мастеров действительно добавили новых красок. В мире пластинка тоже продавался весьма неплохо, с главным синглом – энергичной, но мелодичной балладой "Star", которой предшествовал другой сингл – "Whatever You Want Babe". В наших краях же наибольшей популярностью пользовалась с запредельным драйвом "отвязанная" "Simple Solution", написанная Залом Клеминсоном. Вряд ли я ошибусь, если предположу, что эта песня была основным фаворитом отечественных вкусовых предпочтений.
Популярность альбома позволила группе сыграть с некоторыми громкими именами, такими как Thin Lizzy. Клеминсон запишет с командой только два альбома – "No Mean City" в 1979-м и "Malice in Wonderland" в 1980-м; во втором он стал автором или соавтором более половины треков. И если "No Mean City" был возвращением к тяжелому саунду, то на "Malice In Wonderland" коллектив погнался за коммерческим звуком. Запись проходила в Лос-Анджелесе. Мэнни на этот раз не захотел заниматься продюсированием и передал соответствующие функции Джеффу Бакстеру, известному по Steely Dan и The Doobie Brothers. В составе последних, к слову, в 2020-м музыкант был введён в "Зал Славы рок-н-ролла". Мэнни вспоминал:
"Я перестал заниматься продюсированием, потому что хотел учиться. Я сделал пять альбомов и чувствовал, что группа застряла на одном месте, тогда я решил, что продюсером на сей раз должен стать кто-то другой. Джеффа Бакстера нам посоветовала звукозаписывающая компания. Другим кандидатом был Брюс Фейрберн, который был продюсером Aerosmith. Это было единственное решение, в котором я усомнился".
Коммерческие достижения альбома окажутся скромными, вдобавок, в начале 1980-го на группу обрушилась сокрушительная новость: лейбл "Mountain" увяз в долгах и был на грани разорения. И Клеминсон уйдёт, успев, впрочем, отметиться партией 12-струнной акустической гитары на "Cocaine" – кавере антинаркотической песни Дж. Дж. Кейла, записанной "вживую" и включенной в альбом 1981 года "The Fool Circle".
Зэл хотел просто играть, сочинять, творчески самореализовываться и не собирался мириться с тем, что вместо репетиций группа занимается утряской финансовых проблем. Он ушел, чтобы собрать собственную группу, Tandoori Cassette, которой не суждено было достичь чего-то весомого...
Двенадцатый по счету альбом, "The Fool Circle", записанный и сведенный в "Air Studios", увидел свет в феврале 1981-го. Его снова спродюсировал Джефф Бакстер. Это был первый релиз Nazareth на лейбле "NEMS", он прорвался в хит-парад только на 60-е место в Великобритании и на 70-е – в США. Группа снова превратилась в квартет, а с синтезаторами прекрасно справился продюсер, к тому же Джон Локк, экс-клавишник Spirit, поучаствовал в записи нескольких треков. Дэн Маккаферти рассыпался в благодарностях за его участие в их записи:
"Боже, храни эту Землю и благослови "чёткого" парня Джона Локка!"
Музыка Nazareth сменила направление прочь от американизированного рока, как в предыдущем случае с "Malice In Wonderland", и теперь представляла собой смешение рока, регги и блюза, тексты песен были пронизаны социальной и политической тематикой. Пит Эгнью вспоминал:
"The Fool Circle был самым близким к созданию концептуального альбома, к попытке привнести немного юмора в довольно тяжелую тему. Я думаю, тот факт, что мы записали его на острове Монтсеррат, может объяснить то, что в нем пробивается немного регги... The Fool Circle стал для нас новшеством. Материал для него мы сочиняли отдельно – мы с Дэном написали половину, остальное сделал Мэнни".
Девять из десяти песен написаны музыкантами группы: три – Чарлтоном; два – Свитом; три – Маккаферти с Эгнью; баллада "Moonlight Eyes", которая относится еще к временам "Expect No Mercy", – сольно Маккаферти. Помимо регги на пластинке чувствуется и свежее дыхание нью-вейва, а композицию "Another Year" словно бы записали Manfred Mann's Earth Band – она вполне уютно бы разместилась, скажем, на их альбоме "Chance".
Зато прежнего такого знакомого жёсткого, драйвого "Назарета" было крайне мало. Возможно, причина кроется и в том, что группу покинул гитарист Зэл Клеминсон, который, судя по всему, как следует поддерживал подуставшую группу. Может, ещё по этой причине коммерчески альбом провалился – только в Канаде он дотянул до "золотой" сертификации. Возможно, это самая недооценённая работа группы, ведь в творческом плане, сугубо моё мнение, это было совсем не безнадёжно, а одной из лучших его композиций предстала ставшая популярной у нас регги-баллада "Let Me Be Your Leader":
Позволь я буду руководить тобой,
Дай мне тебя контролировать.
То, как я это вижу,
Будет правильным для тебя...
Одной из заслуг "The Fool Circle" было и то, что он стал хорошей разминкой и как бы прологом к будущему большому альбому. Сессионивший на "The Fool Circle" клавишник Джон Локк войдёт в официальный состав, а параллельно из The Zal Band, лидером которой ранее был будущий участник Nazareth Зэл Клеминсон, в группу был приглашён молодой гитарист Билли Рэнкин. Получается, что Билли заменил своего бывшего наставника. Интересно, что в 1978 году Рэнкин успел засветиться в Scorpions, где пробыл только 2 дня. Причиной такой скоротечности стало непонимание, причём в прямом смысле – немецкие музыканты не могли понять шотландской версии английского, на которой разговаривал Билли.
Секстетом Nazareth выпускают следующий альбом – двойной концертник "'SNAZ". Тот состав Дэн и Пит теперь называют оркестром из шести человек. Полное название диска – "IT’S NAZ": просто на лицевой стороне пластинки изображена лишь часть надписи 'SNAZ, что и было воспринято как точное имя. Альбом представляет собой запись выступления в Ванкуверском спортивном комплексе "Pacific Coliseum" в мае 1981 года, состоявшегося в рамках гастролей по Северной Америке.
На плёнку было записано ещё несколько концертов того тура, но этот, по мнению группы, был самым лучшим. Были представлены основные ударные хиты Nazareth, и, как и прежде, не обошлось без классики рока – на сей раз это были каверы "Cocaine" Дж. Дж. Кейла и "Tush" от "ZZ Top", не без помощи которых альбом был удачно распродан по всему миру. В 2005 году "'SNAZ" занял 430-е место в списке журнала "Rock Hard" "500 величайших рок- и металлических альбомов всех времен" .
А разросшийся коллектив по завершению турне выпустил в феврале 1982 года альбом "2XS". Тринадцатая студийная работа была записана и сведена в студии "AIR Studios" на острове Монтсеррат в январе 1982 года, продюсером и звукоинженером выступил Джон Пантер. То ли приход нового гитариста, то ли новый человек у продюсерского пульта, то ли здесь сказалась творческая эволюция музыкантов – только "2XS" заметно отличался от всех предыдущих альбомов Nazareth. Как резюмировал этот релиз Маккафферти:
"Кто мы, как не романтики!"
Если от "The Fool Circle" веяло обжигающим дыханием регги, то здесь в соответствии с модными тенденциями преобладало звучание нью-вейв. Даже рокабилли "Gatecrash" – и та не избежала нового поветрия. Только рок-н-ролл "Take the Rap", чуть смягченный бугги-фортепиано Джона Локка, звучал тяжело. Его, кстати, написали Билли Рэнкин совместно с Даррелом Свитом, или, как его называли в группе, "Big D". Самого же Рэнкина, к слову, в группе именовали "Билли Вифлеем". Как впоследствии он вспоминал:
"Изначально остальная часть группы предупредила меня, что я не смогу писать с Big D, потому что, по их словам, "Даррелл умеет писать только деpьмо!" Оказалось, что это не так. Первым треком, который мы с Дарреллом написали вместе, был Take The Rap".
Другим значительным вкладом Рэнкина в успех альбома стала баллада "Dream On", первоначально написанная и записанная им как демо ещё в 1979 году. Во время записи в 1982-м Чарлтон дописал дополнительный куплет. "Dream On", выйдя синглом, стала европейским хитом, заняв 2-е место в Швейцарии, 4-е место в Австрии и 15-е место в Германии.
Помимо "Dream On", с песнями альбома было выпущено ещё два сингла. Основной сингл "Love Leads to Madness" занял 3-е место в Южной Африке, а сама песня стала популярной на радио США, заняв 19-е место в чарте "Billboard Mainstream Rock". В то время как второй сингл "Games" вовсе не попал в чарты.
Отдельно отмечу балладу "Mexico", коллективный продукт всех музыкантов группы, в редкой для Nazareth стилистике барокко-поп:
Еще одно обещание, пропитанное ржаным виски,
Еще одно слово, от которого пыль оседает на полу в каком-нибудь баре.
Я человек, который путешествует по всему миру и делает...
Эй, мы не говорим об этом...
"2XS" достиг 122-го места в США за десять недель пребывания в чартах, и это был последний раз, когда Nazareth удалось попасть в "Billboard 200". И, на удивление, он даже не был выпущен в Великобритании из-за юридических проблем с их новым лейблом "NEMS".
Группу начинают преследовать неприятности, звукозаписывающая компания "A&M" отказывается от дальнейшего сотрудничества с Nazareth. Именно в этот период между музыкантами и менеджером Джимом Уайтом начались разногласия, и тот исчезает в неизвестном направлении со всеми деньгами. Клавишник Джон Локк под впечатлением от такого оборота дел покидает группу и возвращается обратно в Spirit.
Между тем, после альбома "2xS" коллектив находился на творческом подъёме. Вскоре Nazareth договаривается о сотрудничестве с музыкальной компанией "MCA". Записанный в 1983-м в Канаде альбом "Sound Elixir" стал лебединой песней Билли Рэнкина, и он тоже не был издан в Британии из-за перипетий с "NEMS" относительно авторских прав. Как вспоминал эту работу Рэнкин:
"Я и Big D превратились в группе новыми Ленноном и Маккартни. Однако все безрезультатно, потому что готовый продукт, оказался деpьмoм. Уберите сэмплы ударных, эффектный бас, отсутствие настоящих электрогитар и всякую ерунду 80-х, и "Sound Elixir" мог бы стать отличным рок-альбомом".
Альбом спродюсировал Мэнни Чарлтон. Не смотря на то, что группа здесь ещё дальше отдалилась от звучания 70-х годов, сегодня этот диск не вызывает отторжения. Да, лишившись Локка, квинтет записал очередной эклектичный альбом, включив в него помимо нью-вейва даже элементы соула и фанка. И хоть временами это было похоже на модных в то время The Police, диск всё же неплох сам по себе, а наиболее яркими номерами на нём стали "Why Don’t You Read the Book", "Whippin' boy" и "Rain on the Window". В норвежском хит-параде пластинка достигла восьмой позиции. В Германии "Sound Elixir" поднялся до 52-й позиции На партиях клавишных здесь помимо Рэнкина отметился ещё Кэлум Малком.
После ухода из группы Билли Рэнкин записал сольные альбомы "Growing up to fast" и "Crankin", а Nazareth вернулись к своему оригинальному составу из четырех человек. В 1984 году они заключили контракт с британским лейблом "Vertigo" и выпустили лонг плэй "The Catch", не добившийся успеха. Попсовая версия нью-вейва "не прокатила". Затем последовал полный тур по Великобритании. Дэн Маккафферти комментировал ситуацию:
"Восьмидесятые… Рок оттеснён на задворки, изгнан с радио, балом задорно берётся править MTV. А у нас тем временем выходит "This Month’s Messiah"..."
Группа продолжает давать концерты по всему миру, вместе с тем в в "Pearl Sound Studios", Кантон, штат Мичиган, записываются основные треки для следующего альбома "Cinema", который выходит в свет в 1986-м. Его спродюсировал Эдди Делена, сведение осуществлялось Дагом Бэнкером на "Jacobs Studios" Фарем, Англия. Авторами четырёх из девяти песен обозначены все участники команды; пяти – Мэнни Чарлтон, для которого альбом станет в Nazareth предпоследним. Музыкально это было возвращение к хардовым корням в AOR-вариации. Здесь не было выдающихся хитов, но один трек Дэн Маккафферти отметил особо:
"Veteran’s Song – песня что надо".
В 1986-1988 годах Nazareth продолжают концертную деятельность, включая турне по странам Восточной Европы и дают совместный концерт c группой Europe в Бомбее под открытым небом перед 150-тысячной аудиторией. С июля 1988 года группа сосредотачивается на работе над их семнадцатым студийным альбомом – "Snakes 'n' Ladders", который вышел в следующем году. Продюсером выступил Джои Балин.
На нём были использованы компьютерные технологии, благодаря которым диск приобрел современное звучание. Альбом является переходным от попсового звучания 80-х к в хард-року 90-х – это когда ритм-секция больше "нью-вейвит", чем "хардит", много клавишных, но уже возвращаются былые драйв и напор. Альбом вызвал массу противоречий, как в среде фанатов, так и среди критиков. Однако, и так было видно, что это далеко не лучшая работа Nazareth. Даже Маккафферти был от него не в восторге:
"Не самый радужный альбом: вскоре после него уходит Мэнни. Зато на свет появляется We Are Animals".
Наиболее консервативные специалисты стали утверждать, что группа утратила творческий потенциал, и теперь от неё не стоит ждать ничего хорошего. На волне упадочных настроений Nazareth покинул основной автор музыки Мэнни Чарлтон. Из одиннадцати треков: три – каверы; три написаны Чарлтоном; авторами остальных значатся все участники квартета; в одном соавтором обозначен Билли Рэнкин – будущий сменщик Мэнни.
Да-да, после ухода Мэнни Чарлтона, музыканты Nazareth вновь предлагают Рэнкину играть с ними и теперь уже в качестве единственного гитариста. С его участием были записаны 2 альбома: "No Jive" (1991) и "Move Me" (1994), причём, на последнем Рэнкин стал автором почти всего материала. В конце 1994 года он вновь покинет Nazareth, и теперь уже навсегда.
Помимо пары каверов 60-х – "How Can We Hang On to a Dream" Тима Хардина и "Piece of My Heart" Джерри Рагова и Берта Бернса, другим светлым пятном "Snakes 'n' Ladders" были ещё пара треков – игристый электронный ритм-энд-блюзовый номер "The Key" и тяжёлый блюз "We Are Animals", ставший, начиная с 90-х годов, визитной карточкой Nazareth.
Песня "We Are Animals" открывает альбом, и это одна из убойнейших "открывашек" в истории рока. Она начинается с размеренного барабанного ритма, затем вступают остальные инструменты, где на заднем плане выделяется своими слайдовыми штрихами гитара, и неистовый, переполненный желанием голос Дэна заходится в эротическом призыве:
Знаю, что хочу.
Я хочу тебя.
Сними одежду, к чёрту всё,
знакомый же обряд...
Наконец, в 1990-м свершилось то, во что слабо верили остальные, но о чём упорно твердили большевики, – Nazareth приехали с гастролями в СССР: Каунас, Москва, Ленинград, Тбилиси. И это был ещё классический их состав с Мэнни Чарлтоном. До них из больших артистов в стране Советов уже успели отметиться Uriah Heep, Status Quo, Scorpions, Black Sabbath и Pink Floyd.
Как писала пресса тех лет:
"Концерты прошли суперуспешно, хотя обещанного стоячего партера не было и в помине, и любая попытка зрителей встать с мест мгновенно пресекалась резиновыми дубинками стражей порядка. Но, несмотря ни на что, музыканты были в восторге от оказанного им приема, а зрители от возможности хотя бы сидя созерцать любимых исполнителей".
Через год они заглянут снова – уже с Рэнкиным, а далее будут на протяжении десятилетий наезжать в Россию и страны Восточной Европы, где их всегда поджидали ажиотация и горячий приём. Та география проникновения в самые потаённые уголки нашей глубинки достойна уважения, хотя, по правде сказать, популярность Nazareth на Западе снизилась настолько, что некоторые альбомы больше не выпускались ни в Великобритании, ни в США, и собрать полные залы – не говоря уже о стадионах – было бы там большой проблемой. В большей степени это касается уже нового века.
В 90-е Nazareth вернулись к тяжелому харду, вышло три альбома: два с Рэнкиным – "No Jive" (1991 г.) и "Move Me" (1994 г.) и "Boogaloo" в 1998-м. После ухода "Билли Вифлеема" группа продолжила гастролировать с гитаристом Джимми Меррисоном и клавишником Ронни Лихи, которые и поучаствовали в создании альбома "Boogaloo" – последней студийной записи "Big D" Даррела Свита.
30 апреля 1999 года Даррел неожиданно для всех скончался от сердечного приступа. Как дань уважения группа выбрала Ли Эгнью, сына Питера, на место ударника Nazareth. Таким образом с августа 1999 года и по сей день Ли Эгнью является штатным барабанщиком группы. Если вы посещали их шоу в новом веке, то имели возможность оценить его соответствие "назовскому" духу.
Nazareth запишут ещё пять альбомов, выпустят сборники и "концертники". Больше никаких экспериментов – только хард-рок, тяжелый блюз и чувственные проникновенные баллады – то, что проверено временем и в каком материале они чувствуют себя, как рыбы в водоёме.
29 августа 2013 года "Назарет" во время гастрольного тура объявили об уходе из группы Дэна Маккаферти в виду хронической обструктивной болезни легких. Хотя он и продолжает периодически петь "вживую" и время от времени записываться, но теперь уже – вне родного коллектива. Одно время его подменял Линтон Осборн, а в настоящее время штатным вокалистом является Карл Сентанс, известный по хэви-метал группе Persian Risk и сессионым записям. С ним Nazareth выпустили уже пару альбомов, последний из которых – "Surviving the Law" в 2022-м.
Мэнни Чарлтон после ухода из Nazareth в 1990 году какое-то время давал сольные концерты в клубах, а потом записал пару своих сольных альбомов – "Drool" (1999 г.) и "Bravado" (2000 г.) с Нилом Миллером на вокале. Он переехал в Техас, где сформировал группу Manny Charlton Band, записавшую пару альбомов – "Stonkin" и "Klone This" – прежде чем распасться в 2003 году. В состав MCB входили вокалист Робин ДеЛоренцо, бывший басист из Vanilla Fudge Тим Богерт и барабанщик Уолфредо Рейес-младший, известный по группам Santana и Chicago.
Через десять лет эти четверо всё же собрались опять, выпустили новую работу – "Hellacious", а после группа вновь распалась. В работе над альбомом поучаствовали и сторонние музыканты, не имеющие прямого отношения к MCB. Чарлтон в течении этого десятилетия выступал одно время в состав шведской рок-группы From Behind, а позже выпустил два альбома, содержащие только каверы – "Sharp" и "Sharp Re-Loaded".
Ностальгия по Nazareth не отпускала Мэнни, и в 2008-м он не выдержал и создал с тремя американскими музыкантами гастрольный бэнд Nazareth Featuring Manny Charlton, с репертуаром, состоящим из золотых хитов сами понимаете кого. Это вызвало резкий протест у его бывших коллег по Nazareth. По итогам гастролей должна была выйти пластинка, но затея провалилась, и концертные записи с тура существуют только в виде бутлегов.
Последним сольным альбом был "Solo" в 2016 году, часть материала на котором составляют старые хиты Nazareth.
Музыкант скончался 5 июля 2022 года...
Выше представлено видео с концерта Мэнни Чарлтона, прошедшего в Екатеринбургском клубе "Ben Hall" 5 декабря 2015-го.
Жизнь продолжается и, не смотря ни на что, вроде бы в сентябре Nazareth концертом в "Crocus City Hall" начинают свой очередной российский гастрольный тур...
Продолжение здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи подобного рода: