<<Поддержать меня на сайте Бусти>>
Экономика империи в Stellaris - это основа успешного развития, комфортной игры, а значит, достижения поставленных целей. Уничтожение Галактики, захват всего и вся или же мирная игра до самого конца - всё зависит от вашей экономики.
Стратегические и редкие ресурсы: летучая пыль, экзотические газы, редкие кристаллы, тёмная материя, зро, живой металл и наниты. Я разберу их вместе, откуда берутся, как увеличить производство, на что тратятся, как снизить расходы. Не пропущу фишки гештальт-сознаний в том числе.
Ранний этап игры.
На этом этапе все стратегические и редкие ресурсы будут вам недоступны, пока вы не получите соответствующие технологии, или не откроете некоторые планетарные особенности. Поэтому сразу перейдём к более подробному разбору.
Стратегические ресурсы.
Первые три являются неотъемлемой частью экономики, начиная с конца начального этапа игры. Тёмную материю я включил в этот список после некоторых раздумий: в обычной партии это ресурс более поздний, но не менее важный для реализации продвинутых технологий.
Редкие ресурсы.
Эти ресурсы нужны для довольно узкого использования, не интегрированы в важные экономические процессы. Далеко не в каждой игре мне удавалось вообще добывать тот или иной, особенно живой металл.
А теперь всё по порядку. Начнём со способов добычи:
1. Строительство добывающих станций.
Самый первый (если не считать особенностей планет) способ добычи, который, как правило, выпадает. Конечно иногда раньше открывается строительство фабрик, но о них ниже. Здесь стоит отметить, что технологии развития добывающих станций, увеличивающие их производительность также влияют и на добычу стратегических и редких ресурсов. Тёмная материя так же может добываться с помощью сооружения звёздной базы: обсерватории по изучению чёрной дыры. Но для этого нужна чёрная дыра, как и следует из названия. Дополнительные газы можно получить с помощью другого сооружения ЗБ - фабрики переработки облаков туманности. Изначально она добывает только минералы, но с открытием технологии на газы, производит и их.
К сожалению, технологий по добыче живого металла и нанитов у меня нет ни в одной из игр, поэтому без изображений. Смысл сохраняется.
2. Строительство производящих зданий на планетах.
Специальных районов для добычи этих ресурсов нет, только здания. Этот раздел будет из двух подпунктов.
А. Строительство "добытчиков". К ним относятся Ловушки для сбора пыли, Кристальный рудники и Колодцы для добычи газа. Эти три типа зданий требуют всего одного рабочего (не специалиста). Но для их возведения нужны определённые особенности на планетах (Кристальный лес, Бурлящее болото, Пыльная пустыня), некоторые получаются в результате событий. Похожую ситуацию мы видели с бетарианскими электростанциями. Большим плюсом является то, что эти постройки не требуют минералов для работы. Также от угасшей империи при захвате планеты вам может остаться Межпространственный изготовитель. Чтобы получить возможность строить "добытчики", достаточно изучить технологии, показанные выше.
Б. Строительство фабрик. К ним относятся:
Они в свою очередь позволяют не зависеть от случайных особенностей и месторождений в системах. Минусом является отсутствие повышения зданий, также требуется уже специалист для работы в этом здании. В добавок фабрики потребляют минералы для производства стратегических ресурсов: примерно 3:1 (на 3 минерала 1 стратегический ресурс). С другой стороны можно создавать специализированные миры, которые будут заточены на производство именно стратегических ресурсов. Сложно сказать, какая планета лучше всего подойдёт для такой цели, скорее всего небольшая и бедная на базовые ресурсы. Лично я на более позднем этапе игры использую биотопы для этого.
В целом можно на любых планетах по чуть-чуть строить фабрики того или иного ресурса, просто для поддержания уровня производства. Я обычно стараюсь удерживать на уровне +3-5. Это позволяет постепенно развивать те или иные здания на планетах, при этом подкапливая стратегические ресурсы (ими выгодно торговать). Из своей практики могу сказать, что заменяю роботостроительные заводы (если играю через них) фабриками стратегических ресурсов, когда население подходит к своему пределу на планете. Нередко просто по остаточному принципу: место есть, а строить особо нечего? Смотрю, чего производится мало, строю соответствующую фабрику.
Специальных технологий, увеличивающих добычу или производство, нет. Но на это влияют технологии, увеличивающие эффективность рабочих и специалистов (или комплексных единиц у гештальт-сознаний). Указов для этого также нет, к сожалению.
3. Торговля.
Очевидная покупка стратегических и редких ресурсов на рынке. Открывается такая возможность только после того, как вы начнёте их добывать/производить.
4. Вассалы.
Вы можете договориться со своим вассалом, потребовав от него поставлять вам стратегические ресурсы (только пылинки, кристаллы и газы). Вассал типа Проспекторий будут это делать в обязательном порядке.
Если говорить про вассала такого типа, то у Проспектория на 2 развития появляется бонус с появлению месторождений стратегических ресурсов. На 3 уровне развития появляется бонус с появлению месторождений тёмной материи, зро и живого металла.
Наниты по-прежнему придётся добывать, если к ним есть доступ. Тем не менее, если вас вынудили (или вы решили со старта) стать Проспекторием, то вы будете неплохо снабжены почти всеми типами стратегических и редких ресурсов. Не стоит это сбрасывать со счетов.
5. Генетические признаки.
Наличие литоидов в своей империи можно превратить в почти бесплатный источник стратегических ресурсов (кроме тёмной материи).
Брать эти признаки для своей родной расы (основателю) я бы не советовал. Но вы либо можете создать несколько подвидов позже, когда империя разрастётся, и будут дополнительные генетические очки от технологий, либо брать другие виды (как в рабство, так и для гражданства) и менять уже их, затачивая под определённые задачи. Пусть цифры не смущают, так как при масштабировании они превращаются в хороший показатель, который изрядно подкрепляет основное производство стратегических ресурсов.
6. Особенности планет.
Хотя о них было написано выше, но стоит упомянуть событие, которое, мне кажется, появляется почти всегда: портал. У этого события разные исходы, но один из них позволяет получить источник тёмной материи, который к тому же растёт со временем. Это редкая возможность добывать этот ресурс уже на первых десятилетиях игры. Пусть долго не будет возможности применить, но можно будет накопить и иногда втридорога продавать. Похожая история (если я не ошибаюсь) может произойти с нанитами, и их тоже можно будет получать от особенности планеты.
Модификаторы, увеличивающие добычу и производство стратегических и редких ресурсов.
Их не так много и они уже упоминались выше: технологии, перки традиций, модификаторы от этик/резолюций ГС на производительность рабочих и специалистов. Технологии на увеличение продуктивности добывающих станций. Никаких указов, перков традиций, этик и гражданских моделей нет.
На что тратятся стратегические и редкие ресурсы? Как снизить расходы?
Несмотря на довольно небольшой спектр путей получения этих ресурсов, статей трат довольно много. По счастью, большая часть из них требует разовых вложений.
1. Сооружения/Районы.
А. Сооружения.
Почти все постройки начиная со 2-го уровня развития требуют те или иные виды ресурсов. На 2 уровне 1 единицу, на 3 уровне 2 единицы.
- Торговые, бюрократические (кроме мемориалов), артистические, заводские постройки требуют кристаллы. Сюда же входят постройки позднего этапа вроде дипломатического корпуса, галактической фондовой биржи, автоматически курируемого хранилища, цитадели веры и т.д.
- Добывающие минералы, пищевые, оборонительные/полицейские и сплаволитейные постройки требуют пылинки. Из более редких построек пылинки потребляет министерство производства.
- Научные, энергетические постройки требуют газы. Сюда же входят генные клиники на 2 уровне, мемориалы (если взять гражданскую модель мемориалисты). У органического гештальт-сознания синаптические узлы, выполняющие роль бюрократических зданий также требуют газы.
Б. Районы.
Стандартные районы на обычных планетах в стратегических ресурсах не нуждаются. Другой разговор возникает, когда возводится экуменополис или мир-кольцо. Начнём с районов-аркологий: промышленная и административная/храмовая аркологии просят кристаллы, литейная пылинки, досуговая газы. Сегменты/районы мира кольца распределены следующим образом: коммерческий требует кристаллы, научный газы, аграрный и промышленный пылинки.
В обоих случаях траты ресурсов идут как разово на строительство, так и на содержание. Это основная статья ежемесячного расхода стратегических ресурсов. Именно на развитие зданий уходит почти всё производство. Здесь важно следить за тем, сколько у вас прирост, прежде чем массово поднимать уровни тем или иным зданиям. На первых этапах, когда вы только стали производить стратегические ресурсы, и уже изучили 2-й уровень для какого-то здания, не торопитесь улучшать сразу всё. Это может не только ударить по количеству прироста стратегических ресурсов, но и по производству базовых. ВАЖНО: снижение содержания зданий с помощью перков традиций не влияет на требуемые стратегические ресурсы.
2. Флот
Технологии продвинутого вооружения начинают требовать стратегические, а чуть позже и редкие ресурсы. Начиная с 4 уровня лазеры, кинетика и ракеты, а со 2 остальные виды вооружений. Так же с 4 уровня требуют газов щиты. Технологии высшего уровня: щиты, ускорители и реактор на тёмной материи требуют соответственный ресурс. Из более уникальных: кристаллическая броня. Не помню и не могу найти, нужены ли зро, живой металл или наниты для корабельных модулей, пожалуйста, напишите в комментариях. К счастью, это всего лишь прибавит к стоимости корабля стоимость в стратегических и редких ресурсах, на содержание они не требуются.
Если вы играете от происхождения "Здесь обитают драконы", то живой металл вы получите на довольно ранних этапах игры. Он понадобится в строительстве особых кораблей. Дальше спойлерить не буду=)
Армии обходятся базовыми ресурсами.
3. Звёздные базы и станции.
Долгое время звёздные базы не требовали стратегических или редких ресурсов для своих модулей и сооружений. Не требуют и сейчас, но в эту категорию я занесу орбитальные кольца, появившиеся в последнем дополнении. Они имеют ряд сооружений, открывающихся с изучением ряда технологий на 2-й уровень зданий вроде "Энергоядра", "Торговых гигаплексов", "Центров обработки пищи" и т.п. Эти сооружения требуют стратегические ресурсы для строительства и содержания (порядка 3 единиц +-). Они дают хорошие бонусы к производству тех или иных ресурсов на планете. Каждое сооружение требует тот же самый ресурс, что и наземные постройки: энергетика газы, пища и минералы пылинки, торговля кристаллы и т.д.
4. Указы.
Есть целый ряд указов, которые требуют стратегических и редких ресурсов. Примером могут служить "Терраформирующие газы", "Летучие боеприпасы", "Кристаллические сенсоры" и т.д. Раньше было достаточно разово вложить ресурсы в них, тем же указы надо ежемесячно содержать. Стоимость варьируется от 8 до 15 единиц, что делает их довольно дорогостоящими. Есть два выхода: наращивать производство с большим профицитом, или же включать временно, имея при этом большой запас. Так как большая часть этих указов направлена на усиление кораблей, то можно активировать на время войны или перед важным сражением, а потом сразу выключить. Тёмная материя в указах не используется, а вот наниты используется в указе "Нанитовые актюаторы", увеличивающем скорость исследований на 10%.
5. Мегасооружения.
Актуально для тех, кто пошёл по пути кризиса. Невероятно огромное количество тёмной материи понадобится, чтобы устроить галактического масштаба фейерверк.
6. Вассалы.
Аналогично, как они платят вам, так и вы можете (но не обязательно) снабжать их стратегическими ресурсами.
Итоги.
Стратегические ресурсы являются неотъемлемой частью экономики среднего и позднего этапа игры. Развитие империи и её военных сил требует этих ресурсов. Пристального внимания за ресурсами не нужно, лишь лёгкий контроль, да и математика довольно простая с ними. Смотрим, сколько производим, значит столько или чуть меньше зданий мы можем улучшить до 2/3 уровня или столько аркологий/сегментов можем построить. Способы получения ресурсов просты, их немного, знай себе достраивай постепенно. Торопиться точно не стоит, напомню, что здесь на кону ещё и базовые ресурсы. Например, переберёте с прокачкой бюрократов, уйдёте в минус как по кристаллам, так и по добыче чего-то на планете из-за оттока рабочих. Всегда поддерживайте небольшой положительный баланс стратегических и редких ресурсов, это пригодится для строительства/улучшения зданий, производства кораблей, торговли.
В остальном же, как всегда: не бойтесь экспериментировать!
Список гайдов:
<<<Страсти по экономике. Часть 1 - Энергокредиты>>>
<<<Страсти по экономике. Часть 2 - Минералы>>>
<<<Страсти по экономике. Часть 3 - Еда>>>
<<<Страсти по экономике. Часть 4 - Товары массового спроса>>>
<<<Страсти по экономике. Часть 5 - Сплавы>>>
<<<Страсти по экономике. Часть 6 - Стратегические и редкие ресурсы>>>
#letsplay #руководство #стратегия #история #литературное творчество #stellaris #космос #компьютерные игры #научная фантастика #guide
__________________________________________________
Буду рад видеть ваши лайки и комментарии. Делитесь своими мыслями и впечатлениями! Буду также рад пообщаться и ответить на вопросы по игре.