Захотелось немного рассказать о любимых книгах детства, вспомнить занимательные истории, с ними связанные. Ведь оно, книжное детство, не отпускает. И хотя был довольно большой период (около 20 лет), когда всё это отошло на второй план, но ведь я вернулась. Рассортировала все книжные остатки на маминых полках: что-то там так и стоит, что-то увезла с собой, некоторые книги теперь живут у племянников. Озадачилась поиском «той самой, из детства» книги, точнее – нескольких, так как раздали мы очень-очень много. Стала навёрстывать упущенное и поняла, что для чтения чего-то время безвозвратно ушло.
Я из тех, для кого в детстве Карлсон, Винни Пух, Пеппи, дядя Фёдор, кот Матроскин, капитан Врунгель, Маугли и некоторые другие были только героями мультфильмов и фильмов. Уже взрослым человеком я решила попасть во многими любимый мир Алана Милна: меня там ждала невыносимая тоска, а вот сборники стихотворений «Когда мы были ещё маленькими» и «Теперь нам шесть» очень понравились. Всему своё время.
Читала я постоянно, читала много, была довольно всеядным читателем. У мамы была проблема отправить меня гулять. Дома книги были, но интересные быстро закончились, поэтому меня ждали библиотеки. Росла я в небольшом городке с одной библиотекой на район, но была ещё и школьная. И вот с первыми визитами в обе эти библиотеки связаны запоминающиеся истории.
Когда меня записали в районную библиотеку, я была в предвкушении: это сколько же богатств! Библиотекарь подвела меня к полкам и коробкам, где стояли книги по возрасту: тоненькие, сильно потрёпанные. Не помню точно, предполагаю, было мне лет 7 (уже училась в 1 классе). Скромный и тихий ребёнок ничем не выдал своего разочарования и набрал стопочку (уже не помню точно, сколько можно было за один раз взять): надо же с чего-то начинать! Хотелось-то мне толстых книг с яркими иллюстрациями! Вечером, присев на диван, я быстренько со стопочкой расправилась, чтобы на следующий день вновь оказаться в царстве книг, где так вкусно пахло! До сих пор ароматы старой бумаги в библиотеке меня приводят в радостно-возбуждённое состояние. И тут меня ждало небывалое: мне не поверили! Библиотекарь подозрительно окинула взглядом меня и книги, решила, что я только картинки за вечер и успела рассмотреть, и стала задавать вопросы по прочитанному. Детская обида была велика, помню своё изумление до сих пор! Но с библиотекарем потом мы подружились, я была допущена до всего фонда, даже до потаённых уголков, вошла в районный клуб книголюбов, была там, пока меня не выгнали уже во взрослую библиотеку.
В школьную библиотеку я попала раньше. Дружными рядами весь класс привели туда записываться, поставили перед коробками с тонкими книжками, предложив выбрать по одной для начала. Это было событие! Первая книжка не из домашней библиотеки. Радостная пришла я домой, тут же достала книгу и показала маме со словами: «Смотри, какую книгу я выбрала! Она про лисёнка Акима! Он так и говорит: Я – Аким!» Веселюсь до сих пор. Как только «Речь» переиздала эту историю именно с теми самыми иллюстрациями Николая Устинова, сразу купила на память:
Про школьную библиотеку и её хранительницу я ещё расскажу, мы общаемся до сих пор, много чудесных воспоминаний и замечательных историй связано и с этим местом, и с библиотекарем Натальей Ивановной. Про меня и мою подружку она любит рассказывать такую историю.
Наша учительница начальных классов Александра Степановна была человеком увлечённым, очень эмоционально рассказывала обо всём, что ей нравилось. Где-то во 2-3 классах мы услышали про Павку Корчагина и пришли в библиотеку за романом Николая Островского «Как закалялась сталь». Не знаю, чем меня не устраивал домашний экземпляр, возможно, просто о нём не знала. В карманах школьных фартуков у нас с подругой лежали маленькие блокнотики: мы записывали туда всё важное, в том числе и названия книг, которые во что бы то ни стало хочется прочитать! Библиотекарь мягко, но твёрдо нас развернула обратно, роман мы не получили. Вероятно, её доводы нас быстро охладили. Но когда Александра Степановна поведала о любви Татьяны и равнодушии Онегина, остановить нас уже было невозможно. Схема прежняя: рассказ – блокнот – библиотека – от ворот поворот, но тут-то подруга и вспоминает: дома у неё роман есть! У меня, кстати, тоже был, но в глаза не бросался. Уже на следующий день получаю от подруги заветный томик (даже помню, как он выглядел), но дело не пошло, быстро отдала обратно, рассказ учительницы больше впечатлил. Всё же библиотекарей нужно слушать!
У этой подруги дома было несколько книг, которые я брала читать с завидным постоянством! И истории нравились, и иллюстрации. Изо всех читательских сил я ей завидовала, а она охотно делилась своими сокровищами: "Приключениями Чиполлино" Джанни Родари с иллюстрациями Виктора Чижикова и "Волшебником Изумрудного города" Александра Волкова с иллюстрациями Леонида Владимирского. Конечно, я мечтала, чтобы такие красивые книги были и у меня, но в то время это не осуществилось. Потом я обязательно расскажу, когда и как появились у меня книги, проиллюстрированные этими художниками, а сейчас только небольшой коллаж из рисунков самых обожаемых художников моего раннего детства:
У меня дома было довольно много книг из всем тогда известных детских серий!
Но тонкие книги не стали для меня знаковыми, любопытных историй, с ними связанных, не припоминаю (кроме собственного книжного вандализма, но об этом позже), а вот о нескольких книгах потолще расскажу.
Продолжение:
#детские книги #детские книги СССР