Когда свершилась Октябрьская революция, все те партии, которые принимали в ней самое деятельное участие, тут же начали бороться за власть.
Зачастую они имели диаметрально противоположные точки зрения на самые разные ситуации, в том числе и в плане ведения внешней политики. И если большевики, пользуясь своей силой и большим влиянием, смогли заключить с немцами позорный Брестский мир, то, например, эсеры были с этим категорически не согласны, и подписанный договор пытались разорвать самыми разными способами, даже радикальными.
Так, ЦК партии эсеров приказал начальнику отдела ВЧК Якову Блюмкину, и еще одному сотруднику, Николаю Андрееву, ликвидировать немецкого посла в России графа Вильгельма Мирбаха
Первое, что сделали те, кому была поручена ликвидация графа — заручились поддельным документом. В нем указывалось, что ВЧК в лице Блюмкина и Андреева хотят начать вести переговоры с немецким послом Мирбахом по делам, имеющим к нему самое непосредственное отношение. Под документом стояли подписи Дзержинского, председателя ВЧК, и его секретаря Ксенофонтова, разумеется, тоже поддельные. Заручившись такой бумагой, убийцы и отправились в посольство.
6 июля 1918 года Блюмкин и Андреев имели с Мирбахом разговор, во время которого Блюмкин выхватил оружие и открыл по послу огонь. Кроме того, стрелял он и по другим людям, находившимся там — по военному атташе Германии Миллеру и доктору Рицлеру.
Однако было очевидно, что стрелок очень нервничал, так как ни одна из пуль, выпущенных с близкого расстояния, ни в кого не попала. Немцы бросились прочь из кабинета, но тут спохватился Андреев, метнув бомбу, взрыва которой, однако, не последовало. Пришел в себя и Блюмкин, также бросив в немцев оставшуюся бомбу — на сей раз раздался взрыв, который и убил уже выбежавшего из кабинета Мирбаха.
После убийства Блюмкин и Андреев бросились в окно, добрались до ждавшего их там автомобиля, и скрылись. Убийц заочно судил Верховный трибунал, приговорив их 3 годам лишения свободы, однако в 19-м году даже это наказание было отменено, так как преступники попали под амнистию за то, что искупили свои поступки в боях по защите советской Родины.
Блюмкин в дальнейшем имел множество важных должностей при органах власти, а с 29-го года находился в Турции, где был резидентом разведки, осуществлявшей свои акции по всему Ближнему Востоку. В этой же стране он встречался с Троцким, что, вероятно, и сыграло с ним злую шутку — после возвращения в Советский Союз Блюмкин был арестован.
В ноябре 29-го года за повторную измену революции и советской власти он был приговорен к расстрелу, и стал первым казненным в длинной череде тех, кого приговорили к смерти за “троцкизм”.