Найти тему

История о том, как мы перестали чувствовать боль и стали реже умирать на операционном столе

Наркоз в середине XIX века считался редким и дорогим удовольствием. Обезболивание с помощью хлороформа предлагали только богатым дамам во время родов. Прочим приходилось терпеть. Болевой шок ежегодно уносил тысячи жизней. Он был одной из причин колоссальной смертности солдат. И неудивительно: хирурги боялись гангрены и старались поскорее ампутировать раненые конечности. И все это без наркоза.

Облегчать боль парами эфира придумали в сороковые годы XIX века. Идея такая: пациент погружается в сон, а в это время его оперируют. Но врачи опасались эфира: слишком сложно рассчитать дозировку. А вдруг после операции больной не очнется?

Первыми эфирный наркоз применили американский врач Мортон и его коллега, химик Джексон. Но изобретение некоторое время оставалось неизвестным. Дело в том, что Мортон и Джексон не смогли договориться, кому же принадлежит честь открытия. Они несколько лет судились за патент и из друзей быстро превратились в заклятых врагов.

Пока американцы спорили, кто получит деньги за открытие наркоза, русские врачи решили просто ввести его в употребление. И в самом деле, какая разница, кто изобрёл наркоз, если он спасёт несколько тысяч человек?

В феврале 1847 года хирург Федор Иванович Иноземцев удалил опухоль молочной железы под эфирным наркозом. Операция прошла отлично. А уже через несколько дней опыт Иноземцева повторил Николай Иванович Пирогов – и тоже успешно. Но еще до показательной операции Пирогов успел испытать пары эфира на самом себе и на коллегах-добровольцах.

Николай Иванович был военным врачом, поэтому сразу придумал, как применить эфирный наркоз на полях сражений. Если солдат не почувствует боли во время операции, то удастся избежать смерти от шока. А еще раненые не будут бояться хирурга!

Оставалось подтвердить теорию практикой. Пирогов не стал тратить время на убеждения врачебного и военного ведомства, а просто отправился на Кавказ, где в то время шла осада аула Салты. К Николаю Ивановичу присоединился его ученик, молодой хирург Петр Юльевич Неммерт.

Николай Пирогов делает операцию пациенту под наркозом
Николай Пирогов делает операцию пациенту под наркозом

По пути врачи останавливались во всех крупных кавказских городах – Пятигорске, Ставрополе, Моздоке. Там они проводили операции, в том числе и показательные – учили коллег новейшим хирургическим методам. Заодно и эфирный наркоз еще раз проверили – и вновь успешно!

Наконец хирурги добрались до аула Салты. Там Николай Иванович впервые в истории применил наркоз на поле боя. Раненый вдыхал пары эфира, засыпал, а врач оперировал. Пациент просыпался, когда операция уже была сделана, а рана зашита и перевязана.

Поначалу военные опасались Пирогова и его ассистентов. Кому-то наркоз казался ненужной роскошью, кто-то боялся, что не проснется. Но целая сотня операций – а большая их часть была публичной! – убедила даже самых отъявленных скептиков. Солдаты настолько верили в Николая Ивановича, что приносили ему тела с оторванными головами – доктор ведь точно сможет что-нибудь сделать!

Медицинский отчет о путешествии на Кавказ, написанный Николаем Пироговым в 1849 г. Хранится в Военно-медицинском музее
Медицинский отчет о путешествии на Кавказ, написанный Николаем Пироговым в 1849 г. Хранится в Военно-медицинском музее

Вернувшись с Кавказа, Пирогов издал отчет о своем путешествии. В нем он подробно рассказал, как лечил раненых и как оперировал с помощью эфира.

«Россия, опередив Европу… показывает всему миру… благодетельное действие эфирования над ранеными на поле самой битвы. Мы надеемся, что отныне эфирный прибор будет составлять, так же как и хирургический нож, необходимую принадлежность каждого врача во время его действий на бранном поле», - написал Николай Иванович в статье для Военно-медицинского журнала. Великий хирург не ошибся: вскоре наркоз стали применять все чаще – и на поле боя, и просто в больницах.